12 Марта 2018
Источник onf.ru

Активисты ОНФ провели мониторинг финансовой грамотности жителей Томска

Активисты Общероссийского народного фронта в Томской области провели мониторинг эффективности региональных программ повышения финансовой грамотности населения. Опрос проводился в рамках проекта ОНФ «За права заемщиков». Общественники интересовались мнением томичей по вопросам реализуемых в регионе программ повышения финансовой грамотности и наиболее востребованных каналов распространения информации о личных финансах.

«Для нашего региона этот мониторинг достаточно актуальный, поскольку Томская область не первый год участвует в проекте Министерства финансов РФ „Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования“. Нам важно было узнать, как работают данные программы на практике», — рассказала координатор проекта ОНФ «За права заемщиков» в Томской области, юрист Мария Родченко.

В ходе опроса жителей Томска, который проводился возле точек продажи финансовых услуг (офисов банков, микрофинансовых организаций, страховых компаний), активисты ОНФ задавали томичам различные вопросы по финансовой грамотности. Общественники спрашивали респондентов о наиболее полезных темах финансового просвещения, накоплении сбережений, отношении к кредитам, планировании собственных доходов и расходов, изучении условий договоров перед подписанием — всего предлагалось ответить на 11 вопросов.

Мониторинг ОНФ показал, что 84% опрошенных томичей считают, что программы повышения финансовой грамотности необходимы. Среди наиболее популярных финансовых тем горожане выделили несколько: куда вложить деньги, чтобы заработать; финансовое планирование — как контролировать расходы; как законно избавиться от долгов. Опрошенные томичи хотели бы получать информацию о финансах преимущественно через сообщества и блоги в социальных сетях, образовательные порталы и сайты в интернете либо с помощью проведения образовательных мероприятий в рабочее время на местах.

69,2% участников опроса сообщили об учете своих доходов и расходов, большинство из них стараются делать сбережения и внимательно читают договоры на предоставление банковских услуг. В то же время 55% респондентов отметили, что у них недостаточно времени на прочтение и изучение условий договора в кредитной организации. При этом 40% опрошенных заявили, что кредит нужно возвращать, несмотря на резкое ухудшение материального положения. 91% опрошенных не посещали лекции или семинары по теме «Личные финансы». Только половина опрошенных самостоятельно пытаются поднять свой уровень финансовой грамотности, в основном используя интернет, а также периодические издания.

«Вопросы повышения финансовой грамотности населения сегодня как никогда актуальны. Со всех сторон томичам предлагают взять кредиты банки и микрофинансовые организации (МФО). На каждой остановке общественного транспорта находятся офисы МФО, которые предлагают „быстрые деньги“ „до зарплаты“. Опрос показал, что, с одной стороны, финансовая грамотность населения растет, но, с другой — сегодня есть острая необходимость проведения точечных мероприятий по повышению финансовой грамотности среди самых уязвимых групп населения: пенсионеров, инвалидов, малоимущих, одиноких людей. Людям необходимо рассказывать о реальной стоимости заемных средств в микрокредитных организациях, о других рисках. Для этого можно использовать возможности некоммерческих общественных организаций, работающих с населением, социальной рекламы и популярных региональных СМИ», — подчеркнула Родченко.