16 Августа 2014

Проект «За права заемщиков» проверяет финансовую рекламу

В 2013 году российские банки потратили 14 млрд руб. на рекламу своих услуг, и, по всей видимости, в текущем году порядок цифр будет аналогичным.

Не существует точных данных о том, сколько тратят на продвижение своих услуг микрофинансовые организации, однако мы видим большое количество объявлений о "мгновенных" займах от компаний, которые не входят в официальный реестр МФО, следовательно, вообще не имеют права рекламировать свои услуги. Этот "теневой" сегмент рынка оказывает, между тем, большое влияние на многих людей, побуждая их ввязываться в опасные финансовые авантюры.

Тем временем, даже вполне законная финансовая реклама часто вступает в противоречие с законодательством, потому что не предоставляет заемщикам полной и достоверной информации и умалчивает об условиях оказания сопутствующих услуг, ведущих к тому, что займ становится дороже (порой - значительно).

К сожалению, вступивший 1 июля 2014 года Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» оказался бессильным в вопросах маркетинговых коммуникаций между банками и потребителями. Законодатель обязал кредитные организации раскрывать всю значимую информацию в местах оказания услуг и в многостраничных кредитных договорах, но не в рекламе. В этой части взаимоотношения потребителей и финансовых организаций регулирует Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе». В частности, п. 2 ч. 2 ст. 28 этого закона гласит: «Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий».

Проект "За права заемщиков" ставит себе задачи:

1. Отслеживание незаконной рекламы (МФО, не входящих в реестр);

2. Контроль за содержанием легальной рекламы (все условия кредита должны быть написаны крупным шрифтом, указана полная стоимость кредита, не должно быть скрытых комиссий и навязанных услуг).

По словам Виктора Климова, руководителя проекта "За права заемщиков", необходимодобиться полного соблюдения кредитными учреждениями рекламного законодательства и вступившего в силу 1 июля закона "О потребительском кредите".

"Мы внимательно мониторим рынок финансовой рекламы - как легальный, так и "серый", и намерены вести публичный диалог с представителями ФАС, юристами, экспертами и участниками рынка, чтобы предотвратить введение потребителей в заблуждение", - заключил г-н Климов.