7 Октября 2014

Виктор Климов: Наказание за нарушения банками правил рекламы не должно быть символическим

Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов предлагает поднять нижнюю планку штрафов за нарушения в финансовой рекламе со 100 тысяч рублей до 300 тысяч. Проведенный экспертами проекта ОНФ «За права заемщиков» мониторинг показал, что существующие штрафы не действуют на кредиторов, нарушающих требования к информированию заемщиков.

Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» провели в конце августа – начале сентября мониторингрекламной продукции банков, размещенной после 1 июля текущего года (когда был принят закон о потребительских кредитах). Исследовалась наружная реклама, размещенная в Москве и Подмосковье (потребительские кредиты, ипотека, автокредиты, кредитные карты). В результате было выявлено большое количество нарушений, направленных на маскировку дополнительных условий оказания услуг, влияющих на общую сумму расходов.

Это, прежде всего, мелкий (часто просто нечитаемый) текст на рекламных щитах, в том числе расположенных вдоль скоростных трасс на высоте выше 4,5 метра, содержащий важные для потребителя условия; реклама специальных акций и предложений, срок действия которых истек - при этом информация о сроке акции дана мелким шрифтом; указание в рекламе только минимальной процентной ставки по кредиту, без упоминания других условий, влияющих на фактическую стоимость кредита и расходы заемщика.

Все данные о выявленных во время проверки нарушениях будут в октябре обсуждаться с представителями ФАС, банковского сектора и экспертами.

По результатам мониторинга Виктор Климов предложил ввести норму в КоАП, которая отдельно регулировала бы рекламу финансовых услуг, с увеличением в три раза суммы минимального штрафа за нарушение закона о рекламе. В ближайшее время будет сформулирована соответствующая законодательная инициатива.

«Объем рынка банковской рекламы гигантский - в 2013 году он составил около 15 млрд рублей. При этом санкции за нарушения в этой сфере символические, что позволяет финансовым организациям практически безнаказанно вводить клиентов в заблуждение. В настоящее время для юридических лиц штрафы составляют от 100 тысяч рублей до 500 тысяч, а средний штраф на этом рынке, по нашим оценкам, едва превышает 100 тысяч рублей. Понятно, что это не представляет никакой проблемы даже для небольшой финансовой компании, не говоря о крупных игроках рынка. Поэтому мы предлагаем не только поднять нижнюю планку штрафа на две позиции, но и выделить в КоАП санкции в этой сфере в особую категорию - по аналогии с рекламой медицинских услуг и лекарств», - пояснил-н Климов.

По оценкам аналитиков, около четверти всех нарушений, которые выявляет ФАС, приходится на рынок финансовой рекламы. При этом, по данным Банка России, общий объем просроченной задолженности населения по кредитам за первые семь месяцев этого года составил 587,6 млрд рублей и продолжает нарастать: с начала года просрочка увеличилась на 147,3 млрд рублей, или на 33%.