13 Октября 2014
«Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» провели в конце августа - начале сентября мониторинг рекламной продукции банков, размещенной после 1 июля текущего года (когда был принят закон «О потребительском кредите(займе)»). Исследовалась наружная реклама, размещенная в Москве и Подмосковье (потребительские кредиты, ипотека, автокредиты, кредитные карты). В результате у экспертов возникло большое количество вопросов, прежде всего, по поводу маскировки дополнительных условий оказания услуг, влияющих на общую сумму расходов.»

16 октября в Госдуме состоится «круглый стол» на тему: «Новые законодательные инициативы для предотвращения нарушений финансовыми компаниями закона «О рекламе»

Это, прежде всего, мелкий, нечитаемый текст на рекламных щитах, расположенных вдоль скоростных трасс, содержащий важные для потребителя условия; указание в рекламе только минимальной процентной ставки по кредиту, без упоминания других условий, влияющих на фактическую стоимость кредита и расходы заемщика.

Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов выступил с депутатской инициативой поднять нижнюю планку штрафов за нарушения в финансовой рекламе со 100 тысяч рублей до 300 тысяч. Предлагается ввести норму в КоАП, которая отдельно регулировала бы рекламу финансовых услуг (аналогично с рекламой лекарств и медицинских услуг). В ближайшее время будет сформулирована соответствующая законодательная инициатива.

В прошлом году крупнейшие банки-рекламодатели потратили свыше 16 млрд руб. на продвижение своих услуг в СМИ. Они стараются привлечь клиентов при помощи участия знаменитостей в рекламных роликах, творческих находок и нестандартных маркетинговых подходов, однако нередко их реклама вступает в противоречие с законодательством, потому что не предоставляет заемщикам полной и достоверной информации и умалчивает об условиях оказания сопутствующих услуг, ведущих к тому, что кредит становится значительно дороже, чем написано на рекламном плакате.

Проведенный экспертами проекта ОНФ «За права заемщиков» мониторинг показал, что существующие штрафы (средний штраф – 113 тыс. рублей, по некоторым оценкам) не действуют на кредиторов, нарушающих требования к информированию заемщиков.

«В настоящее время штрафы за то, что банк, страховая компания или микрофинансовая организация вводят потребителей в заблуждение - символические. Их выплата не представляет никакой проблемы даже для небольшой финансовой компании, не говоря уж о крупных игроках рынка», - заявил г-н Климов.

Реклама финансовых услуг является "лидером" в списке нарушителей: в среднем, около четверти всех нарушений, которые выявляет ФАС, приходится именно на этот сегмент. При этом, по данным Банка России, общий объем просроченной задолженности населения по кредитам за первые восемь месяцев этого года составил 608 млрд рублей и продолжает нарастать: с начала года просрочка увеличилась на 168 млрд рублей, или на 38%.

На «круглом столе» мы обсудим данные проблемы и пути их решения.

На него приглашены:

  • Виктор Климов, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков»;
  • Андрей Кашеваров, зам. руководителя Федеральной антимонопольной службы;
  • Илья Кочетков, руководитель Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров;
  • Михаил Мамута, начальник Главного управления рынка микрофинансирования иметодологии финансовой доступностиБанка России;
  • Дмитрий Янин, председатель Правления КОНФоП;
  • Представители заинтересованных ведомств, банков, юристы.

Темы для обсуждения:

  • Каким образом построена система отслеживания нарушений и как улучшить ее?
  • Какого рода санкции окажут реальное воздействие на рынок финансовой рекламы?
  • Как заставить банки привлекать клиентов при помощи открытого диалога, а не привычных рекламных уловок?
  • Можно ли доказать в судебном порядке право потребителя на получение всех сведений о финансовой услуге (в рекламном сообщении)?
  • Куда и как жаловаться на нечестную рекламу?