18 Июня 2015

ОНФ предлагает ввести дополнительные санкции для страховых компаний за отказ заключать договор ОСАГО

Цена полисов ОСАГО становится все выше, однако это не избавляет автовладельцев в регионах от прежних сложностей при заключении договоров страхования. Страховые компании затягивают процесс оформления, ссылаются на отсутствие полисов, навязывают дополнительные виды страхования. Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» проанализировали ситуацию и предлагают ввести штрафы до 500 тыс. руб. для компаний за необоснованный отказ от заключения договора ОСАГО и навязывание дополнительных услуг. Пока ответственность распространяется только на должностных лиц.

Напомним, что введение в 2014 г. ответственности страховых компаний также стало результатом усилий активистов ОНФ, которые были поддержаны комитетом Госдумы по финансовому рынку. В итоге предложенная депутатами от Народного фронта норма о введении штрафа для должностных лиц в размере 50 тыс. руб. в прошлом году была принята в качестве поправки к правительственному законопроекту о внесении изменений в закон об ОСАГО. Однако в поправках не нашла отражения другая идея Народного фронта – о введении штрафов для самих компаний. Активисты ОНФ пообещали, что будут внимательно следить за ситуацией и, если нормы о должностных лицах окажется недостаточно, инициируют установление штрафов для юрлиц. Спустя год ситуация в отрасли подтвердила необходимость предусмотреть ответственность и для самих страховых компаний.

С 1 октября 2014 г. базовый тариф ОСАГО был повышен на 30%, с 1 апреля 2015 г. – еще на 41%, также выросли и территориальные коэффициенты. Теперь, согласно примерным расчетам Банка России, цена полиса ОСАГО для автомобиля мощностью 101–120 л.с. (к примеру, Ford Focus, HyundaiSolaris, Lada Priora/Granta), если в полис вписан водитель старше 22 лет со стажем более 3 лет, может достигать в Москве 9,9 тыс. руб., в Санкт-Петербурге – 8,9 тыс. руб., в Волгограде – 6,5 тыс. руб., в Челябинске – 10,4 тыс. руб., в Хабаровске – 8,4 тыс. руб.

Однако этот рост не избавил автовладельцев от тех проблем, с которыми они сталкивались прежде и которые страховые компании объясняли тем, что полисы ОСАГО слишком дешевы и убыточны для отрасли. Активисты ОНФ провели мониторинг ситуации в семи регионах (Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Смоленской, Ярославской областях, Республике Карелии), изучив деятельность 17 крупных страховых компаний, и обнаружили массу нарушений.

Так, страховщики нередко намеренно затягивают сроки выдачи полисов ОСАГО, в том числе продажу по письменному заявлению, которое должно рассматриваться до 30 дней, продают полис лишь после осмотра транспортного средства, на который сформирована длинная очередь, навязывают дополнительные услуги в виде страховки жизни или имущества. В офисе страховщиков нередко заявляют об отсутствии полисов ОСАГО либо о невозможности продавать полисы, ссылаясь при этом на технические сбои программного обеспечения. А некоторые компании перенесли точки продаж в удаленные населенные пункты, которые находятся за сотни километров от региональных центров.

«В свое время мы уже предлагали ввести штрафы для самих страховых компаний (юридических лиц), но тогда депутатский корпус посчитал это избыточной нормой. Прошел ровно год с принятия наших поправок об ответственности страховых компаний, и мы видим, что ситуация с отказом от выдачи полисов ОСАГО мало изменилась. Основной проблемой является то, что привлечь должностное лицо к ответственности и доказать его вину – достаточно сложно. Огромное количество сотрудников осуществляют свою деятельность на основании гражданско-правовых договоров (подряда, агентский) и, соответственно, не могут рассматриваться как должностные лица. Кроме того, на страховой компании это никак не сказывается. Для того чтобы страховые компании действительно перестали создавать препятствия в заключении договора ОСАГО, необходимо ввести штрафы именно для них. И штрафы эти должны быть не маленькими», – комментирует ситуацию член Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Александр Васильев.

Чтобы защитить права автовладельцев, эксперты ОНФ предложили повысить ответственность страховщиков за необоснованный отказ от заключения договора ОСАГО или навязывание дополнительных услуг при заключении договора. Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов подготовил проект поправок в ст. 15.34.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающих за упомянутые нарушения штрафы для юридических лиц в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Кроме того, чтобы в случае навязывания дополнительных услуг гражданам при заключении договора ОСАГО под действие КоАП попадали все сотрудники страховых компаний, в том числе осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правовых договоров, законопроектом предусматривается введение ответственности для физических лиц. В случае принятия законопроекта штраф для них составит 5 тыс. руб.

Данное предложение 11 июня обсуждалось на заседании экспертного совета, который Банк России провел с участниками рынка. Со своей стороны регулятор предложил принять правила для страховщиков, устанавливающие порядок их действий при заключении договора ОСАГО. Кроме того, предлагается ввести 14-дневный «период охлаждения» после покупки полиса ОСАГО, чтобы у автовладельца была возможность вернуть деньги в случае, если ему была навязана дополнительная страховка. При этом срок возврата денежных средств не должен превышать 10 рабочих дней.

«Мы все видим, что после повышения тарифов проблема не исчезла: страховые компании продолжают игнорировать свои обязанности. 72% всех жалоб граждан, которые поступают в Банк России, связаны именно со страховщиками, причем ОСАГО является безусловным фаворитом. При этом на сегодняшний день существует недостаток правовых инструментов для решения данной проблемы. Поэтому ОНФ настаивает на ужесточении ответственности компаний за отказ предоставить услугу гражданам. Уверен, что предлагаемые нами штрафы станут хорошим противовесом тем хитростям страховщиков, с помощью которых они пытаются избежать участия в программе ОСАГО или дополнительно заработать на ней путем навязывания ненужных клиенту услуг», – отметил Климов.

В IV квартале 2014 г. – I квартале 2015 г. в службу по защите прав потребителей финансовых услуг Банка России пришло около 16 тыс. жалоб от граждан на страховые компании. Три четверти всех жалоб на страховщиков связаны с ОСАГО. Меньше чем за два месяца, с 1 апреля по 25 мая 2015 г., в Банк России поступило более 2,3 тыс. жалоб от граждан на действия только одной компании «Росгосстрах» при заключении договоров ОСАГО, вынесено 78 постановлений о привлечении к административной ответственности по ст.15.34.1 КоАП «Необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования». По ним лидер страхового рынка ОСАГО с миллиардными оборотами должен выплатить всего 3,9 млн руб. в виде штрафов, что для него не является существенным наказанием. В то же время бюджетные расходы контрольных органов на рассмотрение 2 тыс. жалоб в месяц только на ОСАГО по всем страховым компаниям трудно оценить.