7 Июля 2015

ОНФ обратился в Центробанк с просьбой проверить нарушения страховщиков при продаже полисов ОСАГО

Гражданам в регионах по-прежнему продолжают навязывать дополнительные услуги при оформлении полисов ОСАГО, выявили эксперты ОНФ в рамках мониторинга деятельности страховых компаний. Информацию об этих нарушениях со стороны страховых компаний Народный фронт направил в Центробанк и попросил регулятора со своей стороны проверить работу страховщиков и принять соответствующие меры. 

Исследование качества работы страховых компаний эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» вместе с членами региональных штабов ОНФ провели в июне в семи регионах: Костромской, Курской, Орловской, Томской и Тамбовской областях, а также в республиках Карелия и Коми. Сбор информации организовывался путем телефонного опроса и личных интервью с автовладельцами.

Раньше страховщики жаловались, что продавать полисы ОСАГО без дополнительных «опций» им невыгодно и поэтому предлагали автовладельцам заключать дополнительные страховки или вовсе отказывали клиентам в продаже полисов под всякими предлогами. За последние полгода в России были дважды повышены тарифы на ОСАГО. Целью мониторинга было выявить, стало ли клиентам проще оформить полис или получить выплату, или страховые компании, как и прежде, продают «автогражданку» с нагрузкой из ненужных клиентам страховок и переносят свои офисы подальше от крупных городов, чтобы никто туда не добрался. Предыдущий мониторинг проводился экспертами ОНФ в феврале этого года.

«В целом можно отметить значительное улучшение работы страховщиков в данных регионах по сравнению с тем, что мы увидели в ходе прошлого мониторинга. Так, случаи отсутствия полисов ОСАГО в офисах страховых компаний оказались единичными. Однако в ряде регионов по-прежнему автовладельцы сталкиваются с навязыванием им дополнительных услуг или клиентам приходится подолгу, иногда до месяца, ждать получения полиса», – рассказал руководитель проекта «За права заемщиков», зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов.

Самые идеальные условия для получения полисов ОСАГО были выявлены в Республике Коми: ни в одной из четырех страховых компаний эксперты не обнаружили нарушений: полисы в наличии есть, дополнительные услуги оформляются строго по желанию клиентов, приобрести полис можно в день обращения.

В Карелии также все опрошенные компании подтвердили, что у них имеются в продаже полисы. Однако в двух компаниях сообщили об ограничениях: в «Гайде» часть полисов используют только для пролонгации услуги «своим» клиентам, в «Уралсибе» тоже продают полисы для «своих», а новым клиентам предлагают ждать месяц. При этом в Карелии не было выявлено ни одного случая навязывания дополнительных услуг при покупке полиса.

В Курске активисты проверили пять крупных компаний, и в двух («Согласие», «Югория») полисов ОСАГО не оказалось. В феврале курские автовладельцы жаловались на навязывание дополнительных услуг – страхования жизни и здоровья стоимостью от 1500 до 3000 руб., но в июне эксперты ОНФ не зафиксировали таких случаев.

Зато в Тамбовской области страховщики упорно продолжают навязывать своим клиентам дополнительные услуги. В пяти крупнейших компаниях заверили, что полисы в наличии есть, но только в страховом обществе «ЖАСО» сообщили о возможности отказаться от дополнительного страхования. При этом в двух компаниях (МАКС, «РЕСО-Гарантия») звонившего эксперта пригласили в офис, сообщив, что про дополнительные услуги он может узнать только на месте. В «Росгосстрахе» были выявлены факты навязывания полисов страхования жизни (по цене от 1500 до 2600 руб.). Чтобы получить полис ОСАГО в компании «Уралсиб», надо записаться в очередь и подождать месяц, однако при покупке сопутствующих услуг «автогражданку» обещают оформить без очереди.

В Орле эксперты ОНФ также проверили пять компаний – во всех полисы ОСАГО были в наличии, однако в «Росгосстрахе» заявили, что вместе с ними необходимо оплатить и страхование жизни.

В Костроме проблемы на пути автовладельцев к заветному полису создает только «Ингосстрах»: чтобы приобрести полис ОСАГО от этой компании нужно посетить офис в поселке Дорогиня, расположенный в 420 км от Костромы.

В Томской области всё тот же «Росгосстрах» настойчиво навязывает клиентам страховку жизни и здоровья (1300 руб.). А в компании «Коместра-Томь» активистам ОНФ сообщили, что приобрести ОСАГО невозможно без покупки так называемого «Каско-Lite».

«Ситуация с предоставлением ОСАГО понемногу выравнивается, однако одними экономическими стимулами полностью снять все проблемы не удалось. К сожалению, некоторые страховщики привыкли «убегать» от клиентов и ставить им препоны, если те не хотят в нагрузку к «автогражданке» приобретать другие услуги. В некоторых регионах все еще есть проблемы с покупкой полиса. Мы обратились в Центробанк РФ с просьбой провести проверку по выявленным нами фактам нарушений», – отметил Климов.

Он напомнил, что в конце июня был подготовлен и внесен в Госдуму проект поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях, при помощи которых вводится ответственность за необоснованный отказ от заключения договора ОСАГО либо навязывание дополнительных услуг для юридических лиц и за навязывание дополнительных услуг для физических лиц. Законопроект предусматривает наказание для страховых компаний в виде штрафа на сумму от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

«Мы продолжим следить за ситуацией на рынке ОСАГО и проводить мониторинги в различных регионах России», – заверил руководитель проекта «За права заемщиков».