13 Июля 2016
Источник onf.ru

Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» провели бесплатные юридические консультации для граждан в социальной сети

Эксперты проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» ответили на вопросы, касающиеся защиты прав потребителей финансовых услуг, на официальных страницах проекта в социальных сетях. Вопросы граждан касались проблем с коллекторами вследствие просрочки платежей, перекредитования, особенностей досрочного погашения кредита, взаимоотношений с недобросовестными банками и пр. Юридические консультации, показавшие большую востребованность у граждан, планируется повторять на регулярной основе.

«Через Facebook и ВКонтакте к нам поступали самые разные вопросы от потребителей финансовых услуг, — рассказала эксперт проекта, юрист и кредитный правозащитник Елена Фасахова. — Больше всего обращавшихся волновала возможность изменить стоимость кредита, которая была согласована в момент подписания кредитной сделки».

Вот один из типичных вопросов: «Взял в Сбербанке кредит под 25,451% годовых в феврале 2015 г., через полгода пытался перекредитоваться под меньший процент — отказали. Можно ли уменьшить проценты?» По словам эксперта, этот вопрос ярко иллюстрирует известную проблему: большинство потребителей финансовых услуг невнимательно изучают условия кредитного договора в момент подписания кредитной сделки.

Проект «За права заемщиков» с 2015 г. реализует программу финансового просвещения «Кредитный фарватер». По оценкам ее экспертов, значительная часть проблемных ситуаций, в которые попадают заемщики, является результатом низкого уровня их финансовой грамотности.

В особенности мало знаний у граждан в том, что касается вопросов досудебного урегулирования споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми институтами. Вот лишь некоторые обращения, поступившие в сетевую юридическую консультацию «За права заемщиков»: «В 2009 г. брала кредит в банке „Ренессанс Кредит“ — 50 тыс. руб. Сначала я платила исправно и думала, что все выплатила. Но через какое-то время мне стали приходить письма, что я должна 73 тыс., потом — 150 тыс. и последнее — 260 тыс. руб. Сменилось пять коллекторских фирм. Затем я наняла адвоката, и он написал письмо в банк, оттуда пришел ответ, что моя основная невыплаченная задолженность — 1 тыс. руб., остальное — различные штрафы, неустойки и т.д.».

Другая женщина написала, что в 2015 г. она взяла потребительский кредит на 19 тыс. 900 руб., через 20 дней его полностью погасила вместе с процентами, но через год банк начал на нее атаку по телефону: «Банк подтверждает, что получил от меня деньги, но считает, что я все равно должна. Я написала претензию, затем обратилась в суд, который вынес решение в мою пользу. После этого мне стали звонить уже не из банка, а коллекторы. Мою жизнь превратили в кошмар. Я написала жалобы в Центробанк, Роспотребнадзор. Я не знаю, что мне еще сделать, чтобы банк от меня отстал».

Консультирование потребителей финансовых услуг в соцсетях показало, что многие не знают, в какие инстанции необходимо обращаться в подобных ситуациях, не осведомлены о существовании правовых норм, регулирующих установленный законом порядок защиты нарушенных прав.

Спорные случаи эксперты ОНФ готовы взять под личный контроль, по ним будет проведен подробный анализ и подготовлены правовые заключения.

«Для того чтобы уменьшить число проблем граждан — потребителей финансовых услуг, необходим комплексный подход: финансово-правовое просвещение граждан должно быть дополнено механизмом защиты прав заемщиков в форме „единого окна“ для приема и обработки жалоб потребителей, — резюмировала Елена Фасахова. — Пока же мы со своей стороны намерены продолжать онлайн-консультации и планируем делать это не реже чем раз в два месяца».

Чтобы получить подробную бесплатную юридическую консультацию от проекта «За права заемщиков», необходимо быть подписчиком официальных страниц проекта в социальных сетях ВКонтакте и/или Facebook и задать свой вопрос под специальным постом либо изложить его в личном сообщении проекту непосредственно на странице.