14 Сентября 2016
Источник onf.ru

Климов: РСА должен пресечь саботаж присоединившихся к соглашению о «едином агенте» страховщиков

В Башкирии с 30 августа начал свою работу «единый агент» Российского союза автостраховщиков (РСА). Предполагалось, что этот инструмент сделает ОСАГО более доступным в регионе. Но страховые компании своими действиями сумели «нейтрализовать» полезную задумку. Если в первый день работы «единого агента» лишь шесть выданных в Башкортостане полисов автогражданской ответственности можно было объяснить необходимостью технической отладки процесса, то сегодняшние чуть более ста выдаваемых в сутки полисов и непрекращающиеся жалобы граждан показывают, что соглашение исполняется компаниями формально и некорректно.

«Единый агент» — это система продаж, которая предусматривает, что страховые компании — члены РСА будут продавать не только свои полисы, но и полисы других компаний, присоединившихся к соглашению. Задачей нововведения было ликвидировать очереди, в которых российские автовладельцы нередко ждут возможности заключить договор ОСАГО от нескольких недель до нескольких месяцев.

В Башкирии внедрение системы началось с обнадеживающих новостей: в Кумертау по результатам договоренностей с «Росгосстрахом» открылся первый офис продаж страховых полисов, который должен исполнять в городе роль «единого агента». Прежде, чтобы вступить в битву за полис, местным жителям приходилось ездить в другие населенные пункты республики.

Однако главного эффекта — избавления от очередей — добиться до сих пор не удалось. За первые девять рабочих дней сентября в республике было выдано 925 полисов: при 29 точках продаж на весь регион этого явно маловато.

Чтобы оценить положение дел, 7 сентября активисты проекта ОНФ «За права заемщиков» провели рейд по офисам страховых компаний Уфы и зафиксировали, что страховщики снова «хитрят». Соглашение о «Едином агенте» предполагает, что в офисах страховых компаний появляется дополнительный «альтернативный» канал продаж. То есть как минимум это должен быть еще один продающий ОСАГО сотрудник, у которого всегда есть полисы разных страховых компаний, которые он берет из «общей корзины». На деле же ушлые страховщики тихо саботируют соглашение: функцию «единого агента» выполняет тот же самый сотрудник, который продает полисы самой страховой компании, и ровно с той же пропускной способностью — 10–12 человек в день. А это значит, что доступность обязательного страхования для людей никак не меняется — те же двое-трое суток в очереди.

Все зафиксированные факты нарушения соглашения активисты передали руководству Российского союза автостраховщиков.

«Понятно, что механизм этот временный и применяется в экстренном порядке. Однако РСА должен добиться дисциплины и выполнения соглашения от своих членов не формально, а по существу. Не прошло и двух недель с момента внедрения инструмента, а мы уже слышим от людей, что „единый агент“ — это не решение проблемы. РСА должен с этим разобраться и навести порядок в самое ближайшее время, — заявил руководитель проекта ОНФ „За права заемщиков“, депутат Госдумы Виктор Климов, добавив при этом: — Что же касается территориальной доступности, в Кумертау офис „Росгосстраха“ открыли. Сейчас ведем переговоры с РСА об открытии хотя бы одного офиса продаж кого-то из крупных игроков в г. Ишимбае. Это все приходится делать в ручном режиме. Закон не обязывает страховщиков обеспечивать присутствие в каждом районе».

Климов подчеркнул, что ситуация в Башкирии не уникальная. В других проблемных регионах с внедрением новой системы продаж тоже не все гладко. Более того, похоже, что в ближайшее время список регионов, в которых действует «единый агент», придется расширять. И эта ситуация — на совести страховых компаний.

«Понятно, что временный инструмент не способен решить проблему системно. Но для страхового рынка это возможность в том числе доказать состоятельность своего саморегулирования. Вместе с тем не нужно забывать и о другой стороне медали: автоюристы по-прежнему чувствуют себя вольготно, приезжают на место аварий раньше, чем экипаж ГИБДД, выкупая у пострадавшего право требования к страховщикам, наживаются на судебном процессе, а иногда и вовсе мошенничают с „липовыми“ ДТП и документами. С этой стороны тоже не мешало бы навести порядок», — резюмировал Виктор Климов.