ОНФ просит главу ЦБ РФ проверить страховщиков, на сайтах которых невозможно оформить электронный полис ОСАГО

Дата публикации: 06.03.2017
Источник: onf.ru

Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» обратились в Центральный банк (ЦБ) РФ с просьбой проверить страховые компании, которые, несмотря на вступивший в силу с первого дня текущего года закон, обязывающий страховщиков продавать «автогражданку» в электронном виде, некачественно предоставляют эту услугу.

Обеспечить бесперебойную продажу электронных полисов страховщиков обязывают поправки в закон об ОСАГО, которые в июне 2016 г. подписал президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин. Согласно документу, страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора ОСАГО в электронном виде всем, кто обратится к нему с заявлением. Изменения в закон об ОСАГО вступили в силу с 1 января 2017 г. Однако в Общероссийском народном фронте отмечают, что не во всех регионах автолюбители действительно могут купить электронный полис ОСАГО.

Например, в январе эксперты ОНФ в Северной Осетии отмечали, что, безусловно, с введением системы «Единый агент» в республике и стартом продаж электронных полисов ОСАГО у страховых компаний, присутствующих в регионе, ситуация улучшилась, но пока переход на систему выдачи полисов ОСАГО в электронном виде доставляет жителям республики немало хлопот. Официальные сайты страховых компаний, чьи филиалы расположены в регионе, функционируют не на должном уровне. Много времени занимает процесс регистрации, требуются самые различные данные, происходит сбой программ.

В Удмуртии эксперты Народного фронта отмечают, что некоторые компании хорошо наладили механизм оформления и продажи ОСАГО в режиме онлайн. Но на сайтах трех компаний, проверенных общественниками, воспользоваться данной услугой оказалось затруднительно. «В ходе экспресс-мониторинга мы увидели, что в целом ситуация с выдачей полисов ОСАГО в электронном виде в Удмуртии улучшилась по сравнению с декабрем 2016 г. Тогда из 17 компаний такую услугу предоставляли лишь четыре», — отметил член регионального штаба ОНФ в Удмуртии Евгений Сомов.

Наиболее плачевная ситуация с получением полисов ОСАГО в 2016 г. сложилась на юге России: активисты ОНФ зафиксировали там самый высокий уровень нарушений прав граждан в проверенных офисах — 66%. Тогда активисты Народного фронта вместе с членом Центрального штаба ОНФ Натальей Костенко провели несколько рейдов по страховым компаниям Краснодарского края, которые сопровождались большой разъяснительной работой со страховщиками и автолюбителями.

В результате Российский союз автостраховщиков (РСА) зафиксировал, что Краснодарский край в новом году стал лидером по оформлению электронных полисов ОСАГО. В январе 2017 г. страховые компании заключили там почти 190 тыс. договоров автострахования в электронном виде, что составляет 60% от общего числа таких договоров, заключенных за весь 2016 г.

Однако не во всех регионах продажи электронных полисов пока превратились в отлаженный процесс. Так, например, в Самаре активисты проекта «За права заемщиков» провели серию «контрольных закупок»: они проверили 14 присутствующих в регионе страховых компаний на возможность оформить у них электронный полис. Эксперты отмечают, что эти компании стали объектом проверки потому, что их офисы присутствуют в регионе и в случае ДТП автовладелец сможет обратиться в офис за возмещением. Как показала общественная проверка, сайты девяти страховщиков не позволили оформить ОСАГО в электронном виде.

Попытки оформить полис наталкивались на сообщения о технических проблемах, «зависание», перенаправление на сайт другой страховой организации, невозможность указать в электронном бланке субъект РФ, номер полиса или диагностической карты. И это при том что согласно нормативу ЦБ РФ суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в сутки, а при необходимости проведения плановых технических работ страховая компания обязана не менее чем за сутки разместить на главной странице своего сайта уведомление с указанием даты и времени их окончания. Выполнения всех этих требований активисты на сайтах страховщиков не обнаружили. Результаты этих мониторингов с подтверждающими скриншотами руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» Виктор Климов направил в адрес главы Банка России Эльвиры Набиуллиной с просьбой проверить страховые компании, на сайтах которых активисты зафиксировали сбои.

Кроме того, к обращению в Центробанк приобщены данные мониторинга публичных обращений граждан с жалобами на страховые компании, имеющие лицензию на заключение договоров ОСАГО. Мониторинг показал, что наибольшее число жалоб потребителей (39%) связано с проблемами в системе электронного оформления полисов (периодическая неработоспособность системы, невозможность по разным причинам заполнить электронные формы заявлений). По оценкам экспертов, многочисленные жалобы свидетельствуют о том, что страховщики умышленно препятствуют заключению договоров ОСАГО в электронном виде, несмотря на требования закона и регулятора, ведь в довесок к электронному полису не навяжешь дополнительные страховки, а коэффициент «бонус-малус» (КБМ) рассчитает точная бездушная машина, а не заинтересованный в увеличении итоговой суммы сотрудник страховой компании.

«Конечно, выборка нашего мониторинга недостаточно велика. За первый месяц нового года на публичных ресурсах появилось чуть больше сотни обращений. Вместе с тем для нас показательно, что страховому рынку не хватило шести месяцев тестового периода, чтобы наладить уверенную работу электронных сервисов. Оно и понятно, страховщикам не особенно хочется продавать ОСАГО в электронном виде, и наши пробные закупки это лишний раз подтверждают. Фактически для потребителя тестовый период наступил только сейчас. Очевидно, что в достаточно жесткие технические требования ЦБ к работе таких сервисов эти ситуации не укладываются. Сколько времени надзор еще даст на раскачку страховому рынку, это вопрос. Понятно, что потребителю тоже нужно привыкнуть. Требования зарегистрироваться и оформить личный кабинет на сайте, которыми некоторые клиенты остались недовольны, — это законные требования. Но страховщикам не следует забывать об обязательствах, возложенных на них тем же законом, и следует поторопиться с устранением технических проблем», — подчеркнул руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» Виктор Климов.

По его словам, масштаб этой проблемы с наступлением весны грозит существенно вырасти, ведь в теплое время года на дорогах России традиционно растет число автолюбителей, оформляющих краткосрочную страховку. В прошлые годы это неизменно вызывало и рост количества жалоб со стороны автовладельцев на страховщиков, и даже драки в очередях за полисами, напоминает эксперт.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста