Климов: Ряд правил базового стандарта защиты прав потребителей услуг МФО нужно ужесточить

Дата публикации: 23.06.2017
Источник: onf.ru

Базовый стандарт защиты прав потребителей услуг микрофинансовых организаций — правильная и своевременная мера. Единственное, ряд правил, прописанных в документе, слишком лоялен. Некоторые позиции в стандарте нужно ужесточить. Такое мнение корреспонденту сайта ONF.ru высказал руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.

Банк России утвердил базовый стандарт защиты прав потребителей услуг микрофинансовых организаций, сообщает портал banki.ru. Документ разработан саморегулируемыми организациями МФО в соответствии с требованиями регулятора. Стандарт устанавливает правила, которыми МФО должны руководствоваться при взаимодействии с потребителями их услуг. Он будет обязателен для всех микрофинансовых организаций в России с 1 июля 2017 г.

Для того чтобы ограничить долговую нагрузку заемщиков МФО, базовый стандарт вводит запрет на предоставление заемщику более десяти (с 1 января 2019 г. — девяти) краткосрочных (до 30 дней) микрозаймов в течение одного года. Кроме того, микрофинансовая организация не сможет продлевать такие договоры более семи раз (а с января 2019 г. — пяти) по одному договору. Также для снижения совокупной долговой нагрузки на заемщика и исключения практики перекредитования стандарт запрещает выдачу МФО следующего краткосрочного потребительского микрозайма до полного погашения предыдущего.

Поскольку действующее законодательство не содержит прямого запрета ряда недобросовестных практик, стандарт определяет недопустимым оказание давления на потребителя с целью склонить его к выбору определенной услуги, стимулирование заключения нового договора займа на худших условиях для возврата первоначального займа, а также премирование работников МФО исключительно за выдачу займов без учета их фактического возврата.

Если микрофинансовая организация не соблюдает положения базового стандарта, любое заинтересованное лицо вправе обратиться в саморегулируемую организацию, членом которой является такая МФО, с требованием о применении к ней мер воздействия. В свою очередь Банк России осуществляет надзор за тем, как саморегулируемые организации МФО контролируют соблюдение требований базового стандарта.

«Мы давно ждали этого документа. Данный стандарт — дополнительный способ регулировать рынок МФО. Что касается конкретных показателей и цифр, то, на мой взгляд, они слишком лояльны. Так, в стандарте прописано, что максимальная выдача кредитов заемщику в течение года не может превышать десяти раз, а продлевать такие договоры нельзя будет более семи раз. Дальше эти цифры будут более жесткими. И все же, на мой взгляд, они очень лояльны, поскольку такие правила, по моим оценкам, не накладывают дополнительных ограничений на рынок», — сказал Климов.

По его словам, важным в документе является то, что стандарт исключает практику перекредитования. «Это, конечно, очень хорошая позиция. Но возникает вопрос: как это можно будет отследить на практике? Если это будет делаться формально, то уследить за теми, кто захочет обойти эту норму, будет достаточно проблематично. К сожалению, недобросовестные микрофинансовые организации на этом рыке по-прежнему есть», — отметил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».

Немаловажным правилом в стандарте, по мнению Виктора Климова, является недопустимость оказания давления на потребителя с целью склонить его к выбору определенной услуги. «Как это будет реализовываться на практике, пока непонятно. Дело в том, что сложно уследить, как происходит общение человека с сотрудником МФО. Но даже если потребитель пожалуется на то, что на него было оказано давление, то доказать это будет крайне сложно, ведь в договоре уже будет стоять его подпись. И как в этих случаях будут действовать саморегулирующие организации, пока непонятно», — подчеркнул Климов.

Он также добавил, что в целом базовый стандарт защиты прав потребителей услуг МФО — важный шаг к наведению порядка на этом рынке.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста