21 Сентября 2017
Источник onf.ru

Эксперты ОНФ составили рейтинг ТОП-20 «проблемных» регионов по ОСАГО

Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» обновили рэнкинг 20 крупнейших страховщиков ОСАГО за первое полугодие текущего года и составили Топ-20 «проблемных» регионов, где автовладельцы могут столкнуться с трудностями при покупке полисов обязательного страхования автогражданской ответственности.

По итогам шести месяцев 2017 г. страховые компании собрали премий по ОСАГО на сумму 109,2 млрд руб. и произвели страховых выплат на 103,6 млрд руб. Таким образом, соотношение страховых выплат к страховым премиям в целом по России составило 95%. В отдельных регионах это соотношение существенно превышает среднероссийское значение. Такие регионы страховщики называют «проблемными», так как именно там они несут наибольшие убытки по страхованию «автогражданки».

Большинство «проблемных» регионов относятся к Югу России, в частности, в Волгоградской области выплаты к премиям составили 226% (собрано премий на 908 млн руб., произведено выплат на 2,06 млрд руб.), в Краснодарском крае — 199% (собрано 4 млрд руб., выплачено 7,95 млрд руб.), в Ростовской области — 174% (собрано 2,1 млрд руб., выплачено 3,7 млрд руб.).

Тем не менее в число «проблемных», как видно из таблицы, вошли не только южные регионы, но и, например, Ненецкий АО (выплаты к премиям — 225%), Амурская область (213%), Камчатский край (203%).

В начале августа глава «Ингосстраха» Михаил Волков сообщил, что страховщики ОСАГО планируют отозвать систему «Единый агент» из наиболее убыточных регионов. Суть системы — перераспределение продаж полисов в пользу страховщиков, чья доля присутствия в конкретном регионе ниже, чем по стране.

По системе «Единый агент» страховщики работают с середины 2016 г. в 16 регионах страны, в т.ч. в Волгоградской, Ростовской областях, Краснодарском крае и других «проблемных» регионах. Однако в Российском союзе автостраховщиков экспертам Народного фронта ответили, что в обозримой перспективе продажи полисов через эту систему будут продолжаться в текущем режиме.

Продажа ОСАГО по системе «Единый агент» была введена для решения проблемы дефицита полисов, возникшей из-за нежелания страховщиков работать в убыточных регионах. До тех пор, пока в отдельных регионах существуют проблемы с искусственным ограничением продаж полисов, ОНФ будет настаивать на сохранении в этих регионах системы «Единый агент».

На Топ-20 крупнейших страховщиков ОСАГО, вошедших в рэнкинг «За права заемщиков» по итогам первого полугодия 2017 г., пришлось 91,3% от всех собранных премий по ОСАГО и 92,8% — от всех произведенных выплат.

Рэнкинг Топ-20 страховщиков ОСАГО по страховым выплатам за первое полугодие 2017 г.

По данным Банка России за Январь-Июнь 2017 г.

Лидером по доле рынка остается «Росгосстрах», на который пришлось 20,3% от всех собранных премий и 39,1% от всех произведенных выплат по ОСАГО. Соотношение выплат к премиям у компании составляет 182%, что указывает на убыточность для нее данного сегмента страхования. Существенное превышение выплат над премиями в первом полугодии наблюдалось у СК «Армеец» (137%) и СК «МАКС» (110%).

Среднее соотношение выплат к премиям у Топ-20 страховщиков составило 96,3%. Если к этому прибавить расходы страховщиков на ведение дел (около 20% от премий) и отчисления в резервы (примерно 3% от премий), то совокупные расходы по ОСАГО превысят объем собранных премий примерно на 20%. Это значит, что сегмент обязательного автострахования в первом полугодии был убыточным для страховщиков.

Тем не менее во втором полугодии страховщики совершают выплаты уже по новым правилам, которые должны сбалансировать рынок. 28 апреля 2017 г. вступил в силу закон о приоритете натурального возмещения по ОСАГО, согласно которому денежные выплаты производятся только в определенных случаях (в случае смерти потерпевшего, ущерба здоровью высокой или средней тяжести, полного уничтожения автомобиля, если стоимость ремонта оказывается больше суммы страхового возмещения (400 тыс. руб.), а также если потерпевший — инвалид I или II группы). Во всех остальных случаях автомобиль подлежит восстановительному ремонту, осуществлять который должны аккредитованные станции технического обслуживания (СТО). Новые правила направлены на минимизацию ущерба от «черных автоюристов» и снижение убыточности в сегменте ОСАГО.

Мониторинг СМИ показывает, что страховщики пока не замечают снижения убыточности, а у станций технического обслуживания есть претензии к ценообразованию на запчасти для восстановительного ремонта. Расчет суммы ремонта производится по данным, установленным в справочнике Российского союза автостраховщиков, последнее обновление которого прошло 1 августа 2017 г. Месяцем ранее Российская ассоциация автомобильных дилеров (РОАД) представила в Банк России расчеты и предложение повысить цены на автозапчасти для гарантийных машин в среднем на 20%. По расчетам дилеров, цены в справочниках не соответствуют среднерыночным ценам на оригинальные запчасти по отдельным позициям от 30 до 75%.

«По новым правилам возмещение производится только по договорам, заключенным после 28 апреля 2017 г. Поэтому пока объективно оценить эффективность принятых мер нельзя. Приоритет натурального ремонта нацелен на то, чтобы убрать из формулы быстрые деньги, а значит, ликвидировать основу деятельности недобросовестных автоюристов. Пока понятно, что остроту ситуации регулятору удалось снять. Но насколько продукт ОСАГО сбалансирован в долгосрочной перспективе — вопрос. Не все станции техобслуживания готовы осуществлять ремонт по ценам, указанным в справочниках, что в перспективе может привести к очередям на ремонт по страховке. Активисты ОНФ регулярно проводят мониторинги рынка ОСАГО и будут следить за ситуацией в „проблемных“ регионах», — заверил руководитель проекта Народного фронта «За права заемщиков», член Центрального штаба ОНФ Виктор Климов.

Еще один критерий, учитываемый в рэнкинге Топ-20 страховщиков, — доля отказов страховщиков в прямом возмещении убытков (ПВУ). Прямое возмещение является обязательным для потерпевшего в случае, если обстоятельства ДТП соответствуют требованиям статьи 14.1 закона об ОСАГО (в дорожно-транспортном происшествии пострадали только два автомобиля, вред был нанесен только этим транспортным средствам, оба водителя имеют страховки).

В среднем доля отказов страховщиков в ПВУ по предъявленным требованиям составила 3,0%. Это ниже, чем за 2016 г. (тогда средняя доля отказов по Топ-20 страховщикам составляла 4,1%). Можно сделать вывод, что страховщики стали реже отказывать потерпевшим в прямом возмещении убытков.

Минимальная доля отказов в ПВУ наблюдалась у «Ингосстраха» (0,6%), НСГ-Росэнерго (0,7%) и СК «Армеец» (1,0%). Наиболее высокая доля отказов среди Топ-20 компаний — у группы «Ренессанс Страхование» (7,4%), компаний «АСКО» (7,0%) и «МАКС» (6,9%).