2 Ноября 2017
Источник onf.ru

ОНФ выявил в ряде регионов факты навязывания гражданам «Почтой России» страховки при денежных переводах

Народный фронт провел выборочный мониторинг работы отделений «Почты России» в ряде регионов на предмет навязывания страховых услуг при оплате ЖКУ и проведении денежных переводов. Исследование показало, что такая практика наблюдается как минимум в восьми регионах: Санкт-Петербурге, Брянской, Вологодской, Ростовской, Свердловской областях, Ставропольском крае, Республике Карелия и Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.

Мониторинг был проведен после того, как в региональное отделение Народного фронта в Санкт-Петербурге поступили обращения граждан, столкнувшихся с навязыванием услуг страхования в почтовых отделениях в скрытой форме. При отправке денежных переводов внутри страны, а также при оплате коммунальных платежей операторы по умолчанию, без уведомления граждан, заключали договора страхования сроком на один месяц. При проверке чека клиенты обнаруживали, что помимо комиссии за осуществленный перевод оператором внесена плата за услугу страхования в пользу ООО «ВТБ Страхование» в размере 45 руб. При просьбе отмены услуги и возврата денег граждане получали отказ, мотивированный наличием подписи клиента в чеке, что подтверждает согласие на получение услуги.

После получения жалоб из Санкт-Петербурга активисты проекта ОНФ «За права заемщиков» провели выборочный мониторинг работы отделений «Почты», в рамках которого было проверено 203 почтовых отделения в 32 субъектах РФ. Случаи навязывания были выявлены еще в семи регионах — Брянской, Вологодской, Ростовской, Свердловской областях, Ставропольском крае, Республике Карелия и Ханты-Мансийском автономном округе. Во всех случаях страховка взималась при осуществлении денежного перевода внутри России между физическими лицами.

«Страхование жизни и имущества — дело неплохое. Вместе с тем делать его добровольно-принудительным, используя гигантскую монопольную сеть „Почты России“ (более 40 тыс. отделений), мягко говоря, некорректно. Собранную информацию мы направляем в Банк России, Федеральную антимонопольную службу и Роспотребнадзор. Пусть 45 рублей — и не такие большие деньги, но в сумме может набежать прилично», — отметил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.

Сотрудники «Почты России» поясняют, что при осуществлении денежных переводов отправители по умолчанию страхуются от несчастных случаев, а если производится оплата коммунальных платежей, то в обязательном порядке страхуется имущество граждан сроком на один месяц. Согласно информации, полученной от оператора call-центра ФГУП «Почта России», сотрудники отделений имеют четкие инструкции и должны предупреждать клиента, прежде чем застраховать его. Однако на деле все происходит иначе.

Как выяснили эксперты ОНФ, весной 2016 г. ФГУП «Почта России» совместно с ООО СК «ВТБ Страхование» в своих отделениях запустило услугу страхования имущества (от пожаров, заливов, стихийных бедствий и др.) при приеме коммунальных платежей и страхование от несчастных случаев при осуществлении денежных переводов. По официальной информации на сайте «Почты России», клиенту обязаны выдать в подтверждение страховой полис и чек, но обратившимся в ОНФ гражданам выдавали только квитанции об оплате. Оператор call-центра в телефонном разговоре подтвердила, что страховой полис может и не выдаваться — подтверждением страхования служит квитанция, которую нужно хранить до окончания срока страхования.

Мониторинг показал, что в почтовых отделениях, где по умолчанию включали в чек услуги страхования имущества, операторы не сообщали никаких подробностей. Таким образом, страхование происходит без выяснения факта наличия и осмотра имущества, без объяснения условий страховой защиты и, самое главное, без спроса желания клиента застраховаться. Если граждане даже не подозревают о заключении договора страхования, то при наступлении страхового случая они не смогут получить возмещение убытков, несмотря на оплаченный страховой полис.

В ходе мониторинга активисты пытались выяснить, на каком основании сотрудники «Почты» включают в чек дополнительную услугу без согласия клиентов. В Санкт-Петербурге операторы объясняли свои действия указанием руководства. В одном отделении на вопрос о внесении страховой премии в чек оператор ответил прямо: «Да, вносим, а что, вам жалко 45 рублей?» В Ростовской области в одном из отделений сообщили о наличии «плана продаж» на 10–20 страховок в месяц, при невыполнении которого работники почтового отделения выкупают их сами. В Вологде, Екатеринбурге, Петрозаводске, Сургуте и других городах, по словам сотрудников «Почты», «программа автоматически включает» страховку в платеж, отказаться от нее нельзя, равно как и провести операцию без страховки.

Согласно положениям статьи 16 ФЗ «О защите прав потребителей», запрещено связывать оказание одних услуг с обязательным приобретением других услуг, а в случае нарушения права потребителя на свободный выбор причиненные ему убытки должны возмещаться в полном объеме. Поэтому навязываемые «Почтой» дополнительные услуги в виде страхования недвижимости без согласия потребителя незаконны, и уплаченные деньги подлежат возврату. По мнению экспертов ОНФ, большинство граждан даже не заметят приписанные в чеке 45 руб., а если и заметят позже, то из-за незначительности суммы не станут добиваться справедливости. Масштаб прибыли от таких незаконных поборов, получаемый государственным предприятием совместно со страховщиком, может оказаться значительным. Если предположить, что каждое отделение «Почты» хотя бы один раз в день включает одному из клиентов в чек 45 руб., то с учетом количества отделений и числа рабочих дней годовой объем собранных таким образом страховых премий составит около полумиллиарда рублей (467 млн руб.).

«Обязать гражданина заплатить за страховку „Почта России“ не в праве. И любые попытки отказать гражданину в предоставлении услуги без этой дополнительной опции — незаконны. Мониторинг ОНФ показал, что это не единичные случаи, и мы рекомендуем при осуществлении переводов и оплате услуг ЖКХ в отделениях „Почты России“ проявлять бдительность. И если вы добровольно принимаете решение этой услугой воспользоваться, то лучше выяснить реальные условия и порядок действий при наступлении страхового случая, чтобы не оказалось, что вам просто не жалко 45 рублей», — рекомендует Климов.