9 Апреля 2018
Источник onf.ru

Эксперты ОНФ посчитали, какие банки больше всего заработали на агентских комиссиях от страховых компаний

Мониторинги обращений потребителей финансовых услуг показывают, что навязывание страховок в банках остается самой распространенной темой жалоб. Кредитные организации являются основным каналом продаж заемщикам страхования жизни, имущества и других подобных продуктов. Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» проанализировали отчетность крупнейших по объему розничного кредитного портфеля банков и составили их ренкинг по размеру агентского вознаграждения от страховых компаний за 2017 г.
Обращаясь в банк за потребительским кредитом, многие клиенты даже не знают о том, что предлагаемые им услуги страхования являются добровольными. А банковские операционисты в неформальном общении сообщают о том, что у них есть ежемесячные планы по продажам добровольных страховок, за неисполнение которых руководство как минимум объявляет сотрудникам выговоры.
Для борьбы с недобросовестными практиками продаж дополнительных финансовых продуктов Банк России в 2016 г. ввел период охлаждения — пять дней, в течение которых потребитель может отказаться от договора страхования и вернуть страховую премию. С 1 января 2018 г. период охлаждения увеличен до 14 календарных дней.
Заемщики, получающие потребительские кредиты в банках, в основном жалуются на навязывание следующих видов добровольного страхования: cтрахование жизни заемщика; cтрахование от несчастных случаев и болезней; cтрахование прочего имущества граждан (квартира, дом и др.).
Банки, выступающие в роли страховых агентов, являются основным каналом продаж этих страховых продуктов. В 2017 г. страховщики при посредничестве банков собрали по упомянутым видам страхования страховых премий в объеме 109,5 млрд руб. Объем агентских вознаграждений, выплаченных банкам, составил 53,7 млрд руб., или 49% от собранных премий. Таким образом, каждый второй рубль, заплаченный страхователем за добровольную страховку, был возвращен банку в виде вознаграждения.
По сравнению с 2016 г. объем агентских вознаграждений, выплаченных банкам, вырос за прошлый год на 15,4%.
Крупные банки, как правило, работают в связке с дружественными страховыми компаниями, например, «ВТБ страхование», «Ренессанс Жизнь», «Сбербанк страхование жизни» и т.д. Такие страховщики — лидеры по объему выплаченного вознаграждения посредникам по трем видам страхования: жизни заемщика, от несчастных случаев и болезней, прочего имущества граждан.
Больше всего вознаграждений посредникам по страхованию жизни заемщика выплатили СК «Ренессанс жизнь» и «Сбербанк страхование жизни». По размеру вознаграждения посредникам за страхование от несчастных случаев и болезней лидируют «ВТБ страхование» и СК «Кардиф» (входит в состав французской страховой группы BNP Paribas CARDIF). Лидерами по выплаченному вознаграждению посредникам за страхование прочего имущества граждан являются «ВТБ страхование» и «Сбербанк страхование».
Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» проанализировали отчетность банков — лидеров рынка потребительского кредитования за 2017 г. и составили ренкинг банков по размеру агентского вознаграждения, полученного в том числе от распространения страховых продуктов. В каждом банке — свои особенности учета. Поэтому у одних прямо указано, что агентское вознаграждение получено за продажу страховых контрактов (Россельхозбанк). У других эта статья доходов может быть обозначена иначе, например, «агентские операции по договорам страхования» («ХКФ Банк»). У Сбербанка, Росбанка нет детализации по видам агентских комиссий, то есть указанные суммы включают в себя все виды агентских вознаграждений, в том числе за посреднические услуги по страхованию. По состоянию на конец марта 2018 г. годовую отчетность раскрыли не все банки, поэтому у части кредитных организаций пришлось использовать данные за девять месяцев 2017 г.
Эти показатели позволяют оценить и сравнить масштабы доходов крупнейших игроков рынка от посредничества при продажах страховых услуг.
Совокупный объем агентских вознаграждений по топ-20 банкам составил 78,1 млрд руб. Он увеличился на 34% по сравнению с 2016 г.
В эту сумму входят все виды агентских вознаграждений, включая как страхование заемщиков, так и другие виды посреднических услуг, например вознаграждение за инвестиционное страхование жизни (ИСЖ).
В частности, рост вознаграждения Сбербанка (+35%) можно объяснить именно ростом сегмента ИСЖ, где Сбербанк является одним из крупнейших игроков. Сложно объяснить высокие темпы роста вознаграждений у Бинбанка — почти в 10 раз. Возможно, это связано с техническими факторами — изменениями в учетной политике в связи с переходом банка в сентябре 2017 г. под управление Фонда консолидации банковского сектора (ФКБС). В то же время объем агентских вознаграждений «ХКФ Банка» и банка «Русский стандарт», специализирующихся преимущественно на потребительском кредитовании, сократились на 10,7% и 32,7% соответственно. Возможно, в этих банках стали меньше навязывать, в том числе из-за периода охлаждения, которым пользуются клиенты, недовольные агрессивными продажами страховых продуктов.
В условиях снижения процентных ставок процентные доходы банков сокращаются, прибыль снижается. Совокупный объем прибыли банковского сектора в 2017 г. составил 790 млрд руб., что на 15% ниже показателя 2016 г. Банки пытаются компенсировать снижение процентных доходов увеличением комиссионных, в том числе комиссиями за продажу страховых продуктов. Похоже, что этот вид вознаграждения превращается для банков в существенную статью доходов.
Например, ВТБ получил вознаграждение за распространение страховых продуктов и агентские услуги в размере 18,2 млрд руб., что составляет 14% от всех комиссионных доходов банка. Агентские комиссии Сбербанка составили 16,9 млрд руб., или 3,3% от всего комиссионного дохода. У «ХКФ Банка» агентские операции по договорам страхования составили 61,7% от комиссионного дохода за 2017 г.
«Банки столкнулись с сокращением прибыльности бизнеса, что, однако, не дает им права нарушать права потребителей. Рост агентских вознаграждений банков на 15,4% указывает, что они продолжают активно продавать страховые продукты. Но практику продаж страховых продуктов в банках не всегда можно назвать добросовестной. Это в первую очередь касается того, что заемщиков вводят в заблуждение относительно обязательного характера страховки или отказывают в расторжении договора страхования под разными предлогами», — пояснил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.
Распространение получила коллективная схема страхования, когда заемщик «присоединяется» к договору, заключенному между банком и страховой компанией. Ее выгода для финансовых организаций в том, что для коллективных договоров «период охлаждения» не действует.
Народный фронт добивается запрета на применение коллективной схемы страхования заемщиков или, как минимум, распространения действия периода охлаждения на договоры коллективного страхования. Активисты ОНФ подготовили законодательные поправки в части регулирования коллективного страхования. Они предусматривают как введение периода охлаждения, так и право заемщика при досрочном возврате кредита требовать возврата уплаченной страховой премии в той части, которая превышает период фактического пользования кредитными средствами.
«В то же время для большинства потребителей не имеет значения, какой страховой продукт ему продали — индивидуальный или коллективный. Значение имеет добросовестная практика продаж финансовых продуктов — без введения в заблуждение, без навязывания ненужных услуг и скрытых комиссий со стороны банков-кредиторов», — заключил Виктор Климов.