9 Июня 2018
Источник onf.ru

Климов: Либерализация обязательного страхования должна проходить поэтапно

Либерализация тарифов на ОСАГО должна происходить поэтапно. Это должно осуществляться очень осторожно, потому что на несбалансированном рынке любые такие шаги очевидно произойдут за счет потребителя, а это несправедливо. Такое мнение высказал руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.

Минфин считает возможным завершить процесс отказа от регулирования тарифов по ОСАГО к 2023 г. — страховщики рассчитывали получить возможность самостоятельно устанавливать тарифы на «автогражданку» на два года раньше, пишет газета «Коммерсант». Об этом шла речь в Санкт-Петербурге в ходе Международного финансового конгресса. На первом этапе предстоит либерализовать коэффициенты ОСАГО, такие как КБМ («бонус-малус» учитывает «аварийность» водителя), КВС (возраст и стаж) и прочие (всего их восемь). Сейчас эти коэффициенты вместе с тарифами устанавливает ЦБ.

Также в планах — расширение тарифного коридора по ОСАГО. Напомним, Центробанк уже анонсировал такое расширение на 20% в обе стороны. Это означает увеличение «вилки» базового тарифа для легкового автомобиля физлица с нынешних 3,4 —4,1 тыс. до 2,7–4,9 тыс. руб. Регулятор намерен повысить и точность определения стоимости страхования для конкретного водителя, расширив с пяти до 50 градаций диапазон КВС, в том числе и за счет экологических характеристик автомобиля. Предполагается реформировать и коэффициент «бонус-малус», привязав его не к договору, а к водителю и зафиксировав его значение на год.

На конгрессе Виктор Климов поддержал поэтапную либерализацию. «Следует понимать, что в первое время расширение тарифного коридора приведет к повышению тарифа в убыточных для страховщиков регионах», — сказал он.

Климов напомнил, что, согласно статистике Банка России, большинство жалоб по поводу ОСАГО приходится на расчет коэффициента «бонус-малус», который как раз должен обеспечивать справедливость цены для конкретного водителя. То есть автовладельцам изначально неправильно рассчитывают стоимость страхового полиса. «Санкции за подобные ошибки должны быть достаточно серьезными. Мы предлагаем внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях: сформулировать отдельный состав и предусмотреть серьезные штрафы для агентов, должностных лиц и страховых компаний, особенно за систематические, повторяющиеся нарушения в расчете КБМ», — подчеркнул руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».

Еще одно предложение от экспертов ОНФ — обязать страховые компании возмещать убытки водителю, который имеет полис ОСАГО, в случае, если у второго участника ДТП полиса нет.

«Гражданин, который добросовестно исполнил закон, купил полис ОСАГО, должен быть уверен, что в отношении него система страхования автогражданской ответственности будет работать, даже если у виновника ДТП не окажется полиса. Его ущерб должен быть гарантированно возмещен его страховой компанией. А после страховая компания будет в судебном порядке взыскивать ущерб с нарушителя. Возможно, процесс урегулирования таких споров может идти через Российский союз автостраховщиков», — подытожил Климов.