18 Июля 2018
Источник onf.ru

Проект ОНФ «За права заемщиков» подвел итоги года работы программы финансового просвещения для пенсионеров

Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» подвели итоги первого модуля финансового просвещения для граждан старшего возраста образовательной программы «Кредитный фарватер», который стартовал в июле 2017 г. За время проведенной при поддержке «Фонда президентский грантов» программы мероприятия посетили более 800 представителей ветеранских организаций и общественных объединений людей третьего возраста. Большинство из них захотело стать волонтерами финансового просвещения и делиться полученными знаниями с участниками своих организаций. Теперь к проведению интерактивных лекций в проблемных регионах подключатся активисты Народного фронта и кредитные правозащитники проекта в регионах.

На первой лекции, которая прошла на базе Московского государственного областного университета в Мытищах, побывали более 220 жителей крупных подмосковных населенных пунктов — Ивантеевки, Королева, Мытищ, Химок, Балашихи и других. Последующие мероприятия прошли в тех регионах, откуда поступило наибольшее количество жалоб и обращений о финансовом мошенничестве. В частности, речь идет о Петрозаводске, Смоленске, Ставрополе, Вологде, Иркутске, Туле, Чебоксарах, Пскове, Тюмени, Ханты-Мансийске, Ялте и Мурманске.

Перед началом программы аналитики провели мониторинг публикаций в СМИ и обращений, поступающих в интернет-приемную проекта ОНФ «За права заемщиков», и выделили типовые случаи обмана пенсионеров в регионах России. Во время уроков финансовой грамотности эксперты ОНФ рассказывали об основных схемах мошенничества.

Самая популярная из них, когда неизвестные звонят и сообщают, что родственник абонента попал в беду (например, задержан полицейскими или сбил человека в ДТП) и его срочно нужно спасать. По словам злоумышленников, в сложившейся ситуации помочь могут только деньги, которые необходимо перевести на банковскую карту. В ходе лекций многие пенсионеры признались, что стали жертвами именно такого обмана.

Другая схема мошенничества получила широкое распространение в региональных столицах и рассчитана на низкий уровень финансовой грамотности и доверчивость пенсионеров. Неизвестные звонят и представившись сотрудниками различных организаций (Сбербанка/Пенсионного фонда), обманным путем выманивают необходимые для доступа к банковской карте данные, после чего похищают денежные средства. Пожилые люди не подозревают, что вместо обещанных зачислений компенсаций, субсидий или прибавок к пенсии вовсе могут лишится всех своих накоплений.

Третий способ обмана заключается в обходе неизвестными квартир, в которых проживают пожилые люди. Представляясь сотрудниками социальных служб или коммерческими представителями различных фирм, которые занимаются продажей фильтров для воды, пластиковых окон, посуды или медицинских изделий, предлагают товары и услуги в несколько раз дороже их рыночной стоимости, в том числе с оформлением кредитных договоров.

Еще один вид мошенничества — вовлечение пенсионеров в финансовые пирамиды под видом вкладов в потребительские кооперативы и ПИФы.

После лекций эксперты ОНФ традиционно проводили практикум «Разумный потребитель», цель которого — помочь пожилым людям закрепить знания о видах финансового мошенничества и сформировать практические навыки применения механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг. Для того чтобы материал был более наглядным и понятным, активисты вручали всем участникам памятки и алгоритмы самопомощи, разработанные экспертами Народного фронта.

Всего за время проведения модуля финпросвещения для старшего поколения активисты передали участникам более 2 тыс. экземпляров раздаточного материала, большую часть из которых волонтеры старшего возраста распространили среди своих знакомых, родных и близких.

«Начиная этот образовательный модуль, мы исходили из того, что пожилые люди незаслуженно обделены вниманием государства и НКО в вопросах финансового просвещения. А это почти треть населения страны и целевая аудитория для разного рода мошеннических схем, — отметил руководитель проекта ОНФ „За права заемщиков“ Виктор Климов. — Прошедший год показал, что разбор простых и жизненных ситуаций приносит пользу и очень востребован аудиторией, а внимание к теме журналистов, особенно местных СМИ, помогает распространить информацию среди широкого круга граждан. Мы надеемся, что наш опыт будет полезным ориентиром для организации программ финансового просвещения, поддерживаемых государством».