Представители Общероссийского народного фронта провели мониторинг доступности полисов обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для жителей Республики Крым. Общественники провели опрос автомобилистов, мотоциклистов и таксистов, рейды по точкам продаж полисов ОСАГО и мониторинг системы онлайн-оформления договоров.
Обязательное страхование автогражданской ответственности охватывает интересы значительной части населения России — более 38 млн автовладельцев. Проект ОНФ «За права заемщиков» проводит регулярные мониторинги рынка ОСАГО в регионах страны в связи с ростом жалоб потребителей на проблемы с приобретением страховых полисов, навязывание дополнительных услуг, ошибки в расчете стоимости полисов и других нарушений.
Опрос граждан в Крыму продемонстрировал наличие проблем при заключении страхового договора. Так, 14% опрошенных граждан рассказали о дополнительных услугах, которые им предлагали при заключении договора ОСАГО: в 10% случаях граждане сообщили о попытках навязывания дополнительного страхования жизни, здоровья или имущества, в единичных случаях жаловались на обязательное проведение дополнительного платного техосмотра у страховщика.
В 20% случаев у крымчан возникали проблемы при заключении договора из-за отсутствия бланков полисов, еще 20% респондентов сообщили о технических проблемах и сбоях, не позволивших сразу заключить договор. В единичных случаях люди сталкивались с длинными очередями на заключение договора. При этом в ходе рейда общественников на местах очередей выявлено не было.
«Наш опрос показал, что проблемы у крымчан имеются с информированием о существующем коэффициенте „бонус-малус“, предоставляющем скидку за безаварийную езду, — подавляющее большинство респондентов о ней просто не знало, и при заключении договора ОСАГО им эту информацию не предоставили. При этом подавляющее большинство опрошенных не поддерживает предлагаемое реформирование ОСАГО по расширению тарифного коридора и механизму расчета скидки за безаварийную езду. Люди не понимают, что это, и боятся, что в итоге все выльется в поднятие цен. В очередной раз мы видим низкий уровень информированности населения», — отметила руководитель регионального исполкома ОНФ Алла Вертинская.
Также общественники провели мониторинг возможности оформления электронного договора о страховании. Как оказалось, пока эту услугу едва ли можно отнести к доступным — из 12 страховых компаний только в 3 это удалось сделать без проблем. В остальных возникли проблемы с авторизацией, длительной проверкой данных договора, необходимостью регистрации через сайт госуслуг, а в одной из компаний количество номеров для заключения договоров в виде электронного документа на момент мониторинга было исчерпано.
Активисты ОНФ поднимут вопрос о необходимости повышения информированности населения о существующей системе страхования и коэффициенте «бонус-малус».