24 Сентября 0024
Источник onf.ru

Климов: Либерализацию тарифов ОСАГО нужно начинать с такси

Поэтапную либерализацию тарифов ОСАГО необходимо начинать с такси. Об этом в ходе парламентских слушаний комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам по теме «Актуальные вопросы совершенствования регулирования в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» сообщил член Центрального штаба Народного фронта, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.

По его словам, эксплуатация автомобиля в режиме такси является более интенсивной, чем любой другой машины.

«Количество аварий с участниками такси на дорогах больше. Раньше страховые компании боролись за сотрудничество с таксопарками, но после 2014 года, изменения курса валют и цен на автозапчасти, а также увеличения лимита ответственности это стало невыгодно. Сложившаяся ситуация с такси — следствие несбалансированности автогражданки как страхового продукта. Такси — это та сфера, где можно пробовать свободный тариф. Логично, чтобы два бизнеса — страховой и такси — нашли устраивающий обе стороны баланс. А уже потом можно распространять свободное тарифообразование на другой вид транспорта», — сказал Климов.

Он также напомнил, что летом этого года активисты Народного фронта провели мониторинг работы страховых компаний и опросили автовладельцев о качестве ОСАГО. Результаты показали, что ситуация на рынке продолжает беспокоить как автовладельцев, так и автостраховщиков, особенно в так называемых проблемных регионах. Хотя, по словам Климова, за последние два года Минфину и Банку России удалось сгладить остроту проблем, накопившихся в этом сегменте страхования.

«Мониторинг проводился в 46 регионах России из всех федеральных округов, в нем приняли участие 2 тыс. 345 автовладельцев. В этом году эксперты опрашивали не только владельцев легковых автомобилей, но и мотоциклов, а также представителей таксопарков. Это помогло объективно оценить остроту дефицита тарифа ОСАГО в этом сегменте, из-за чего мотоциклисты и таксисты во многих регионах сталкиваются с затруднениями при попытке купить полис», — подчеркнул руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».

Климов также отметил, что исследование, проведенное активистами ОНФ, показало растущую популярность электронных полисов у автовладельцев: «Хотя к качеству предоставления услуги остаются претензии. Активисты ОНФ сделали почти 300 тестовых оформлений электронных полисов ОСАГО, и более половины из них были затруднены из-за различных технических проблем. В основном это ошибки, возникавшие на этапах регистрации страхователя, ввода данных о страхователе и транспортном средстве, загрузки документов, проверки и обработки данных».

Мониторинг также показал, что автовладельцы неохотно страхуются у замещающих страховщиков, которые не представлены в их регионах (механизм замещающего страховщика, разработанный Российским союзом автостраховщиков (РСА), позволяет обеспечить бесперебойность продаж электронных полисов за счет подключения сайтов других членов союза: если клиент из-за технических неполадок не может оформить полис, он перенаправляется на сайт другой страховой компании, который выбирается случайным образом из общего числа страховщиков).

«25% респондентов отметили в качестве проблемы перенаправление на сайт РСА в систему гарантированного заключения электронного ОСАГО или на сайт замещающего страховщика. Потребителей не устраивает то, что замещающий страховщик может отличаться по размеру и надежности от того, которого выбрал сам страхователь. Так, в ряде регионов у предложенного системой страховщика не было собственных офисов», — отметил Климов.

Отдельный блок вопросов в мониторинге был посвящен коэффициенту «бонус-малус» (КБМ), так как жалобы на неверный расчет и применение КБМ — одни из самых распространенных среди автовладельцев.

«Более 40% респондентов не согласились со значением КБМ, который был рассчитан для них страховщиком. При этом менее половины респондентов знают о том, как проверить свой КБМ, и только четверть (25,7%) — как действовать в случае, если страховщик рассчитал его неверно», — рассказал Климов.

Еще одна часть опроса была посвящена реформе ОСАГО, которую предлагают Центральный банк и правительство РФ. В частности, планируется расширить коридор для базового тарифа, ввести более справедливый механизм расчета КБМ, в течение пяти лет дать право страховщикам самостоятельно устанавливать тарифы и поправочные коэффициенты. Первые преобразования запланированы на осень 2018 г. Результаты опроса показали, что, несмотря на предсказуемое негативное отношение к реформе ОСАГО, более 20% автовладельцев понимают ее необходимость. Однако граждане хотят от реформы большей справедливости и защищенности для потребителя.