Лазарева: Необходимы законодательные поправки, не позволяющие операторам электронных кошельков списывать деньги в одностороннем порядке

Дата публикации: 18.01.2019
Источник: onf.ru

Списание средств с неактивных электронных кошельков граждан в пользу оператора недопустимо, это можно сравнить с действиями грабителя, пришедшего в дом и забравшего у человека «кубышку» из-под матраса только потому, что он ее не использует. Необходимо разработать законодательные поправки к закону о национальной платежной системе, не позволяющие списывать средства с неактивных электронных кошельков в пользу оператора сервиса. Такое мнение высказала эксперт проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

В Госдуме заявили о планах законодательно запретить изъятие средств с неактивных электронных кошельков в пользу операторов сервисов. Центробанк готов подключиться к работе, сообщает «Коммерсантъ». Об инициативе изданию рассказал глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Он отметил, что должен быть ограничен размер комиссии, чтобы действия оператора не приводили к полной потере средств клиентом.

Госдума и ЦБ заинтересовались темой в связи с многочисленными жалобами владельцев электронных кошельков, в том числе на сервисах «Рапида», Qiwi, «Яндекс.Деньги». «Коммерсант» отмечает со ссылкой на Banki.ru, что потребители пишут об изъятии сумм от 100 до 15 тыс. руб. Во многих случаях пострадавшие использовали кошелек для редких покупок в интернете. Изъятие средств было предусмотрено публичной офертой, которая включала в себя изъятие средств клиента при неактивности кошелька. В Qiwi — полгода, в «Рапиде» — год, в «Яндекс.Деньги» — два года. Условие во всех трех случаях было «спрятано» между других пунктов оферты.

«Сегодня мы живем в эпоху цифровизации не только экономики, но и вообще всего — всей жизни человека как потребителя, гражданина. Люди, имеющие электронные кошельки, такие же потребители, как и те, у кого их нет, они имеют ровно такие же права. Конечно, недопустимо списание средств в безакцептном порядке. Если следовать этой логике, то, выражаясь простыми словами, операторы электронных кошельков ведут себя, как бандиты, которые приходят к человеку домой и забирают у него лежащую под матрасом „кубышку“, потому что он ею не пользуется», — пояснила Евгения Лазарева.

По ее мнению, необходимо продумать вопрос законодательных поправок, которые выведут существенные условия договора из рамок публичной оферты, которая меняется в одностороннем порядке. «Необходимо, чтобы будущий потребитель финансовой услуги четко понимал, что он подписывает. Законодатели, регуляторы, потребители, общественные деятели достаточно долго боролись за то, чтобы в договорах на оказание финансовых услуг, будь то предоставление кредита, страховка или другое, важные пункты договоров были указаны не мелким шрифтом где-то внизу, а крупно, в рамке, были прописаны на первой странице. Для того чтобы потребитель четко знал о том, что конкретно он подписывает и с какими условиями соглашается», — подчеркнула Лазарева.

Эксперт обратила внимание, что на самом деле тема намного шире. И привела пример из недавнего личного опыта, когда, оплатив в аэропорту вай-фай и подписав, таким образом, публичную оферту, без которой получение услуги невозможно, позже обнаружила, что средства какое-то время регулярно списывались с ее карты фактически за услугу, которой она воспользовалась только один раз. Понадобилось почти три дня поиска и переписки с техслужбой, чтобы остановить безакцептное списание.

«Вообще, цифровой мир — большое поле для правозащиты потребителя финансовых услуг. Поскольку цифровизация — это наша новая реальность и не каждый продукт и услуга, которыми мы пользуемся, оформляется аналоговыми документами, следует таким же образом предупреждать потребителя. Наша жизнь все сильнее уходит в цифру, нам нужно учитывать тот путь, те механизмы и инструменты, которые есть в аналоговом мире, для того чтобы грамотно оформлять свои взаимоотношения с потребителем. ОНФ готов принять участие в экспертной работе над соответствующими поправками в законодательстве и в обсуждении», — резюмировала Лазарева.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста