10 Июля 2019
Источник onf.ru

Эксперты ОНФ готовы помочь гражданам, пострадавшим от неправомерных требований банков по проверке их кредитных историй

Когда банки при открытии клиентом счета, вклада или дебетовой карты требуют у него согласие на проверку кредитной истории, это нарушает права гражданина и снижает его шансы на получение кредита в дальнейшем. ОНФ готов оказать таким гражданам консультативную и юридическую помощь, заявила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

Кредитные организации все чаще включают в пакет документов по открытию счета, вклада или дебетовой карты согласие на направление запросов в Бюро кредитных историй (БКИ), нередко — без ведома клиента, сообщил «Коммерсант». Так, граждане на форуме banki.ru жалуются, что для оформления вклада банки выдают анкету с уже заполненными галочками на согласие передачи данных в БКИ. Если же клиент требует галочку снять, банк отказывает ему в предоставлении услуги.

«Мы считаем недопустимым автоматическое навязывание клиенту любых дополнительных услуг. Это нарушение прав потребителя», — заявила Лазарева.

Она отметила, что прямого отношения кредитная история к открытию вклада, дебетовой карты или, например, зарплатного счета не имеет. Поэтому отказывать гражданину в услуге, если он против проверки банком его кредитной истории, неправомерно. Это уменьшает доступность финансовых услуг для населения. А если человеку нужен был этот счет для перечисления каких-либо соцвыплат, банки, отказывая ему в услуге, по сути, пытаются оставить гражданина без средств к существованию.

Лазарева подчеркнула: что бы ни говорили представители банков, частота обращений в БКИ по кредитной истории потребителя влияет на его скоринговый балл (числовое выражение кредитоспособности и благонадежности клиента). Чем больше запросов, тем он ниже.

«Это уменьшает шансы гражданина на получение кредита», — констатировала она. Из-за частоты обращения в БКИ банковская система будет рассматривать его как подозрительного, и человеку ничего не останется, кроме как обращаться в микрофинансовые организации (МФО), где проценты намного выше. Тогда проблема высокой закредитованности населения, рисков просрочки платежей лишь усилится.

«Так что банки, которые таким образом дискредитируют потребителя, ведут себя недобросовестно», — считает Лазарева. Если клиент при открытии вклада, дебетовой карты или счета не желает уменьшать свои шансы на получение кредита в дальнейшем, он должен иметь на это право.

«Мы готовы оказать пострадавшим от подобных действий банков консультативную и юридическую поддержку, помочь в обращении к регуляторам — Роспотребнадзору и Банку России. Они должны обратить пристальное внимание на эту проблему», — резюмировала Лазарева.