11 Октября 2019
Источник onf.ru

Лазарева: Рынку страховых услуг надо изменить отношение к потребителю

Пока рынок страховых услуг не изменит отношение к потребителю, заемщики вряд ли будут по своей инициативе ежегодно продлевать страховку на весь срок кредита. Сегодня же страхование для клиентов банков — навязанная необходимость. Так руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» Евгения Лазарева прокомментировала подготовленные Минфином поправки в закон «О потребительском кредите (займе)».

В частности, финансовое ведомство предлагает дополнить закон статьей, запрещающей кредиторам обуславливать получение потребкредита или займа «необходимостью приобретения за отдельную плату дополнительных услуг», кроме случаев, когда требуется страхование предмета залога. Также в законопроекте указано, что договоры на предоставление потребительских кредитов сроком более одного года не должны содержать обязанность заемщика приобрести страховку на весь срок кредита. ЦБ поддерживает позицию Минфина, пишет «Коммерсантъ».

Лазарева отметила, что инициатива Минфина похожа содержанием и некоторыми формулировками на закон о защите прав потребителей, который запрещает обуславливать приобретение одного товара необходимостью купить другой.

«Вместе с тем ни в одном договоре о потребительском кредите (займе) уже давно не прописывается необходимость застраховаться. Тем не менее это не останавливает банкиров, — подчеркнула руководитель проекта ОНФ „За права заемщиков“. — Мы неоднократно проводили мониторинг условий заключения потребительских кредитов, и сотрудники банков нам поясняли, что страхование для заключения договора и выдачи кредитов не является обязательным условием. Но те же сотрудники уточняли, что если страховку не купить, то ставка становится выше, а шанс получить одобрение снижается. Это и есть тот самый механизм, который позволяет обходить запрет».

Что касается запрета обязывать заемщика оплачивать страховку сразу за весь срок кредита, то, по словам Лазаревой, «мысль правильная»: «Но пока не ясно, как правительство предлагает реализовать это. Российский потребитель не считает страховые продукты комфортными, эффективными и полезными для себя. Страховка для граждан — это, скорее, навязанная необходимость. Поэтому одним из основных каналов продаж страховок до сих пор являются банки. И до тех пор, пока страховой рынок не изменит своего отношения к потребителю, ждать, что гражданин по своей инициативе ежегодно будет продлевать страховку на весь срок кредита, не приходится. А если риски кредиторов не будут застрахованы, то они будут в конечном итоге их компенсировать за счет все тех же потребителей».