Лазарева: Права заемщика более уязвимы в сравнении с правами взыскателя и нуждаются в серьезной защите

Дата публикации: 18.11.2019
Источник: onf.ru

Кредитор и должник изначально находятся в разных «весовых» категориях, поэтому граждане нуждаются в более серьезной защите, чем взыскатели. Таким образом на предложение сообщества коллекторов об усилении защиты их прав отреагировала руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

Коллекторы разработали поправки к законопроекту о взыскании, который с 2021 г. должен заменить текущую редакцию профильного для них закона, пишет «Коммерсант». Они считают, что предложенный Минюстом вариант явно предоставляет преференции должникам и необходимо внести изменения, защищающие также интересы участников рынка. Должников, в частности, хотят обязать компенсировать расходы взыскателей.

«В отличие от взыскателя у должника за плечами нет профессиональных юристов на зарплате, нет достаточного уровня правовой и финансовой грамотности. Граждане чаще всего не исполняют своих обязательств, потому что просто нет денег даже на еду, не говоря уже об оплате долга или процедуры банкротства. С трудом могу себе представить прописанные обязанности должника именно в этом законе. Любые убытки компенсируются в соответствии с Гражданским кодексом по решению суда, равно как и убытки, причиняемые взыскателями при осуществлении процедуры взыскания. И здесь как раз баланс вполне соблюден. Если у взыскателей есть претензии к должнику, то они могут их решить в суде», — отметила Лазарева.

Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» добавила, что кредиторы и взыскатели уже давно прибегают к помощи правоохранительных органов, если должник скрывает свое финансовое положение, сообщает о себе недостоверные сведения или пускается в бега. В отношении таких должников иногда возбуждаются уголовные дела по статье 159 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество». Недобросовестных должников арестовывают и осуждают, а у кредитора есть все шансы через суд взыскать задолженность в полном объеме и в рамках закона.

Кроме того, Лазарева считает излишней идею коллекторов по ограничению вариантов коммуникации должника с ними исключительно через электронный документооборот. С учетом ограниченности средств должника для такой коммуникации должны быть предусмотрены разные способы. Предложение коллекторов заключать между заемщиком и кредитором соглашение до возникновения просроченной задолженности о способах взаимодействия при возникновении просрочки также кажется избыточным, поскольку такой порядок уже регулируется законом.

«Мы видим разумное зерно в предложении заменить форму идентификации представителя кредитора или взыскателя при непосредственном взаимодействии с должником. Сейчас представители кредитора или взыскателя должны сообщать полностью фамилию, имя, отчество и называть организацию, в интересах которой они взаимодействуют с должником. Если кредитор или взыскатель соблюдает установленные законом правила и ведет запись разговоров с должниками, то имени и идентификационного номера вполне достаточно», — добавила она.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста