26 Ноября 2019
Источник onf.ru

Лазарева: Заемщики должны знать обо всех значимых условиях договора до его подписания

Потребители кредитных услуг должны быть осведомлены обо всех значимых условиях договора до его подписания, заявила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. Она поддержала законопроект депутатов — представителей Народного фронта о запрете навязывания дополнительных услуг.

Банкам и микрофинансовым организациям могут запретить заключать договоры, которые предусматривают обязательное согласие клиента на страховку или другие услуги, чтобы оградить россиян от навязывания финансовых продуктов. Такие поправки в закон «О потребительском кредите» внесли в Госдуму члены Центрального штаба ОНФ, депутаты Наталья Костенко, Ольга Тимофеева, Антон Гетта. Как передает РБК, предложения поддерживает Центробанк.

«В своей работе с обращениями граждан мы регулярно сталкиваемся с жалобами на то, что потребитель на самом деле не имел возможности ознакомиться со всеми условиями договора. Банки часто практикуют формулировку, например, „общие условия страхования на сайте“. То же касается и других дополнительных услуг, условий взыскания и передачи долга по цессии в случае просрочки. Но в момент оформления кредита, когда заемщик уже отдал свой паспорт, у него нет времени и возможности ознакомиться со всеми общими условиями, опубликованными на сайте банка. Заемщик получает многостраничный документ, на ознакомление с которым ему дают пять — десять минут. За это время можно внимательно ознакомиться со всеми положениями документа, оценить их необходимость и риски, поставить необходимые подписи. Но искать и изучать общие условия на сайте, которые будут распространяться на этот договор, — это уже более затратное по времени действие», — пояснила Лазарева.

По ее словам, предлагаемые поправки помогут пресечь недобросовестные практики присоединения заемщиков к коллективным договорам страхования, на которые не распространяется период охлаждения, и в принципе позволят потребителю отказываться от тех условий договора, которые его не устраивают. Даже сейчас некоторые банки, пользуясь правовым нигилизмом и недостаточно высоким уровнем финансовой грамотности, включают в кредитный договор условия, от которых нельзя отказаться.

«Если кредитор действительно добросовестный и зашивает в договор условия о страховках и допуслугах ради упрощения кредитного конвейера, то согласие на получение этих услуг и продуктов не будет проставлено заранее. У потребителя должна быть возможность отказаться от тех услуг и продуктов, которые ему не нужны и за которые он платить не согласен. Да, безусловно, мы должны стремиться к упрощению и ускорению процессов оформления документов. Но важно понимать, что, во-первых, это не должно происходить за счет потребителя. В конце концов, он приходит за деньгами потому, что у него их нет. А во-вторых, недопустимо навязывать потребителю и заставлять его платить за то, чем он не сможет воспользоваться», — подчеркнула руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».