17 Апреля 2020
Источник onf.ru

Лазарева: ОНФ готов предоставлять Минфину информацию о применении норм об ипотечных и кредитных каникулах

Чтобы избежать роста просрочки граждан по кредитам и всплеска персональных банкротств, Министерству финансов необходимо внимательно следить за исполнением и эффективностью мер, призванных поддержать население и предпринимателей. Сейчас даже добросовестные заемщики в 90% случаев получают от кредиторов отказ в предоставлении льготного периода. ОНФ следит за ситуацией и готов передавать ведомству информацию о применении норм об ипотечных и кредитных каникулах, заявила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

В марте россияне стали хуже обслуживать свои кредиты, сообщили «Известия» со ссылкой на Национальное бюро кредитных историй. Так доля просрочки на месяц и более выросла с 19,9 до 22,5%, на 90 дней и более — с 19,5 до 21,6%, В автокредитовании доля просроченных на 30 и более дней кредитов увеличилась за март с 7,8 до 8,8%, на 90 и более дней — с 6,4 до 7,2%. Больше всего просрочка возросла в сегменте потребкредитов, где доля плохих долгов увеличилась до 22,5% от общего количества заимствований.

«Цифры вполне понятные и пока не угрожающие. В марте начались кризисные явления, связанные с распространением коронавируса. Тогда еще не было массовых увольнений и сокращений, но общая ситуация стала тревожной и непредсказуемой. Поэтому многие направили деньги на первоочередные расходы — лекарства, продукты, ремонт автомобиля и прочее. Оказал свое влияние и ажиотажный спрос на товары первой необходимости в преддверии периода самоизоляции, когда опустели полки в магазинах», — отметила Лазарева.

Она напомнила, что многие отрасли малого и среднего предпринимательства «просели» уже тогда. Например, турбизнес и индустрия массовых мероприятий начали возвращать деньги за несостоявшиеся поездки и мероприятия. А ведь это десятки тысяч работников. Так что на увеличение просрочки влияет комплекс причин, пояснила Лазарева.

«Президент и правительство пытаются принимать меры для поддержки заемщиков, однако практика показывает, что они неэффективны. По данным консультационного центра по кредитным и ипотечным каникулам, даже добросовестные заемщики ни разу не допустившие задержки по оплате своих кредитов и собравшие полный необходимый пакет документов, в 90% случаев получают формально мотивированные отказы в предоставлении льготного периода от кредиторов», — констатировала Лазарева.

Кроме того, у многих граждан существуют серьезные проблемы с подтверждением снижения своего дохода. Их регулярный ежемесячный доход на 25% плюс-минус состоял из фиксированного оклада, а основной частью зарплаты были бонусы, премии и проценты с продаж или с оплаты оказанных услуг. Согласно поручению главы государства в нерабочий период заработная плата будет сохранена, но сохранятся, увы, только оклады, поскольку из-за режима самоизоляции товаров продается меньше, а услуги не оказываются. «Фактически доходы сокращаются более чем на 70%, а на бумаге зарплата остается той же», — добавила Лазарева.

«Мы прогнозируем в апреле-мае еще больший рост просрочки, а к концу периода самоизоляции — всплеск персональных банкротств среди граждан и предпринимателей. Этого можно будет избежать, если в Министерстве финансов будут внимательнее следить не за созданием новых банковских продуктов и программ реструктуризации, а за исполнением и эффективностью мер, призванных поддержать население и предпринимателей. Данные о применении норм об ипотечных и кредитных каникулах готовы предоставить и в ОНФ», — подчеркнула Лазарева. Она добавила, что Банк России сейчас также активно реализует меры поведенческого надзора и показывает похожую статистику.

Еще одной мерой, которая способна изменить ситуацию, может стать ускорение работы банковских финомбудсменов. «Им нужно уже сейчас начинать работу. Мы направили обращения премьер-министру Михаилу Мишустину и председателю Центробанка Эльвире Набиуллиной с просьбой дать соответствующие распоряжения», — заключила Лазарева.