9 Июня 2020
Источник onf.ru

Лазарева: Механизм примирения жалующихся должников и взыскателей надо узаконить

Предложение профессиональной коллекторской ассоциации дополнить законодательство о взыскании механизмом примирения жалующихся должников и взыскателей может стать реальной возможностью без лишних затрат обеих сторон разрешить многие спорные ситуации, считает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.

«Полагаю, что подобная инициатива — шанс выстроить работающую систему решения проблем. Никто не отрицает, что долги платить надо и коллекторы могут существовать в нормальных рамках. При этом законы должны соблюдаться обоюдно. Именно поэтому возможность мирно решить вопрос — идея, которая может помочь этой сфере нормально функционировать и не допускать перегибов с обеих сторон», — отметила Лазарева.

Она допустила, что в начале работы такого механизма некоторые должники, особенно не самые добросовестные, станут чаще жаловаться в надежде на послабления со стороны коллекторов. Однако со временем правоприменение этого механизма не позволит злоупотреблять правом на урегулирование. Любая жалоба должна быть обоснована. Если этих обоснований не найдется, то и взыскателям ничего не придется менять в стратегии работы с должником. Как только недобросовестные должники это поймут, бессмысленность подобных злоупотреблений станет для них очевидна.

Лазарева напомнила, что на финансовом рынке уже действует институт финомбудсмена, который дает сторонам время разобраться, а потом выносит решение, что позволяет экономить государственные средства и ускоряет срок решения проблемы.

«Когда мы говорим о рынке взыскания, нужно обязательно помнить, что наши граждане пока толком не научились отличать официальных взыскателей из реестра Федеральной службы судебных приставов от нелегалов, которые обслуживают черных кредиторов. Наша практика показывает, что большинство жалоб и громких случаев нарушения прав граждан все-таки относится к деятельности нелегалов», — уточнила руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».

«Рынок взыскания с 2017 года, безусловно, стал более цивилизованным. Однако нельзя отрицать и некоторых злоупотреблений со стороны коллекторов из реестра. И даже если коллекторская компания придерживается четких правил и регламентов, установленных законом, это не исключает злоупотреблений со стороны отдельных ее сотрудников, желающих выполнить установленный руководством план. В этом контексте сложно оценить процент обоснованности жалоб на взыскателей. Вместе с тем мы не исключаем, что процент необоснованных обвинений в адрес коллекторов высок из-за правового нигилизма должников, изначальной конфликтности сферы взыскания и плохой репутации этого рынка, сложившейся до начала регулирования», — заметила Лазарева.