27 Марта 2018
Источник onf.ru

ОНФ провел всероссийский мониторинг финансовой грамотности

Общий уровень финансовой грамотности россиян растет, но у значительной группы людей он по-прежнему остается на низком уровне. Такие результаты получили эксперты ОНФ по итогам проведенного мониторинга. Лучшие практики организации региональных программ финансовой грамотности отмечены в Архангельской, Волгоградской, Калининградской областях и в Алтайском крае.

В мониторинге приняли участие 38 субъектов РФ, в том числе 9 регионов, участвующих в проекте министерства финансов «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Архангельская, Волгоградская, Калининградская, Саратовская и Томская области, Республика Татарстан). Активисты работали у точек продаж финансовых услуг (отделения банков, страховых и микрофинансовых организаций), что позволило охватить наиболее релевантную аудиторию потребителей финансовых услуг. Всего в исследовании приняли участие 1819 граждан.

1. Уровень осведомленности о региональных программах финансовой грамотности

Несмотря на то, что сейчас во многих регионах проводятся мероприятия по финансовой грамотности, в том числе в рамках проектов Минфина, РАНХиГС, ОНФ и др., большинство респондентов (71%), как оказалось, не знают о проводимых программах. В девяти регионах, где проходит программа «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», доля неосведомленных оказалась ниже — 68%.
При этом 85% участников опроса считают, что такие программы у них в регионе нужны (9% — затруднились с ответом, 6% — считают, что не нужны).

Оба этих фактора — высокая востребованность программ финансовой грамотности в регионах и одновременно низкая информированность граждан о проводимых программах — вызывают вопросы. Возможно, требуется выбор более эффективных каналов донесения информации до потребителей в регионах. Неудовлетворительной является и публично раскрываемая информация о региональных программах. Если в девяти регионах — участниках программы Минфина удалось найти официальные данные, позволяющие сравнить их по числу партнеров, охвату аудитории, расходам и результатам, то в остальных регионах найти похожую информацию в публичном доступе оказалось затруднительно.

2. Наиболее востребованные финансовые темы

Среди наиболее востребованных финансовых тем большинство респондентов (50,6%) выделили вопрос о сбережениях: куда вложить деньги, чтобы сохранить и заработать. Его актуальность, по-видимому, связана со снижением доходности банковских вкладов, ставки по которым в феврале 2018 г. опустились ниже 7% годовых. На втором месте по востребованности оказалась тема финансового планирования и контроля над расходами — она интересует 44,1% респондентов. На третьем месте — кредиты: все о банковских кредитах хотят знать 43,8% потребителей финансовых услуг.
Каждый третий участник опроса (34,3%) проявил интерес к теме законного избавления от долгов, что указывает на востребованность информации о реструктуризации кредитов, банкротстве физических лиц, а также о рисках мошенничества т.н. компаний-раздолжнителей.

3. Уровень финансовой грамотности.

Ответы на вопросы, позволяющие определить уровень финансовой грамотности, показали, что большинство респондентов имеют правильное представление о специфике и рисках финансовых продуктов:

62% — сказали, что ведут учет доходов и расходов.
85% — согласились с тем, что необходимо делать сбережения.
67% — ответили, что ухудшение материального положения не является достаточным основанием, чтобы не платить по кредиту.

Показательны ответы на вопрос о подписании договоров с финансовыми организациями. 95% респондентов считают, что договоры и другие документы необходимо прочесть и понять перед подписанием. Но лишь половина из них (52%) признались, что действительно успевают это сделать на практике. Большинство потребителей финансовых услуг (81%) никогда не посещали лекции и другие мероприятия, посвященные финансовой грамотности; 63% — заявили об отсутствии интереса к телепередачам, блогам и другой информации о личных финансах.

Только 29% респондентов сказали, что занимаются самообразованием и следят за новостями в сфере личных финансов. Из них большинство (38%) использует для этого интернет, в том числе социальные сети, блоги, видеоблоги и телеграм-каналы; 33% — телевидение, 2% — указали печатные СМИ и книги.

4. Регионы с лучшими практиками проведения региональных программ финансовой грамотности.
Помимо исследования потребителей финансовых услуг, аналитики проекта ОНФ «За права заемщиков» оценили эффективность региональных программ министерства финансов, проводимых в девяти регионах. Для этого использовалась публично доступная информация о проводимых мероприятиях, их аудитории, партнерах, подготовленных преподавателях финансовой грамотности. Высокую оценку получила Архангельская область за большой охват аудитории и количество подготовленных педагогов. Второе место поделили сразу три региона: Алтайский край (большое количество партнеров, информативность сайта финграмота22.рф), Волгоградская область (широкий охват аудитории), Калининградская область (высокая оценка за сайт www.fingram39.ru, охват аудитории).

Исследование показало, что, несмотря на рост финансовой грамотности россиян в последние годы, у значительной группы населения ее общий уровень остается достаточно низким. 2/3 респондентов заявили об отсутствии интереса к телепередачам, блогам и другой информации о личных финансах. 1/3 — не ведут учет своих финансов. 18% — считают, что ухудшение материального положения является достаточным основанием, чтобы не платить по кредиту, что не соответствует действительности. 39% — не успевают прочесть и понять договор с финансовой организацией перед подписанием.

Большинство потребителей финансовых услуг не знают о проводимых региональных программах повышения финансовой грамотности, в рамках которых проводятся бесплатные лекции и консультации. Высокая востребованность программ финансовой грамотности в регионах и одновременно низкая информированность граждан о проводимых программах ставят вопрос об их эффективности. Возможно, требуется выбор более эффективных каналов донесения информации до потребителей в регионах.

Среди наиболее актуальных для потребителей финансовых тем преобладают вопросы сохранности сбережений, финансового планирования и банковского кредитования. Каждый третий интересуется вопросом законного избавления от долгов.

Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» среди регионов с лучшими практиками проведения региональных программ финансовой грамотности выделили Архангельскую область, а также Алтайский край, Волгоградскую область, Калининградскую область за раскрытие информации о мероприятиях, результатах и затраченных средствах, качественный и актуальный контент.

Общий уровень финансовой грамотности потребителей требует долговременной систематической и скоординированной работы всех заинтересованных сторон. В связи с утвержденной в сентябре 2017 г. Стратегией повышения финансовой грамотности в РФ на 2017— 2023 гг. ОНФ считает необходимым проведение независимых мониторингов, учитывающих мнение потребителей финансовых услуг и позволяющих оценивать эффективность мероприятий финансовой грамотности в регионах.

«Мониторинг показал, что у наших граждан востребованность финансовых знаний гораздо выше, чем информированность о том, где и как их можно получить, — подчеркнул руководитель проекта ОНФ „За права заемщиков“ Виктор Климов. — При этом мы понимаем, что показатели осведомленности, полученные в ходе мониторинга, не вполне отражают реальность. Люди не совсем объективны, давая те или иные оценки. Они часто подменяют общим представлением о необходимости финансовых знаний свои действительные потребности и отвечают „правильно“, а не так, как считают. Мы это понимаем. Кроме того, нужно иметь в виду, что когда человек утвердительно отвечает на вопрос о наличии программ по финансовой грамотности в регионе, это не означает в большинстве случаев, что эта тема действительно широко представлена в повестке региона».

Как подчеркивает эксперт, это не буквальные знания о реальных программах. Скорее, это представление о том, что тема так или иначе обсуждается и в медийном пространстве просто иногда упоминается. И в этом смысле реальный уровень финансовой грамотности скорее характеризуют другие цифры.

«Например, то, что 50% „не успевают“ прочитать договор. А мы именно так специально ставили вопрос, чтобы человеку было проще признаться в этом. На самом деле договор не читают потому, что не осознают важность и ответственность этого действия. И тот факт, что почти каждый пятый считает, что можно не возвращать долги, если ухудшилось материальное положение, — это тоже показательная цифра. Вполне очевидно, что подавляющее большинство граждан не предпринимают никаких действий для повышения уровня своей финансовой грамотности, и наш опрос это подтверждает, как и то, что предпринимаемых государством усилий в этой сфере недостаточно», — резюмировал Виктор Климов.