Загадка звездочки и сноски

Дата публикации: 20.10.2014
Источник: Российская газета

Причем из них только каждый десятый ответил, что заметил улучшения после вступления закона в силу, а почти 60% таких изменений не обнаружили. Интересно, что хуже всего о законе осведомлены жители столицы — всего 3%. По мнению гендиректора НАФИ Гузелии Имаевой, это можно объяснить тем, что в Москве у населения преобладает сберегательная стратегия, люди не склонны брать кредиты.

Пока что после вступления закона в силу, то есть после 1 июля, кредит оформили всего 4% опрошенных. Каждый четвертый отметил, что при подписании кредитного договора ему все было понятно. По словам Имаевой, в целом по стране уровень информированности о кредитных продуктах очень высокий, но вот об их сути и деталях, наоборот, очень низкая. Например, 48% россиян не знают, что такое кредитная история, а 22% считают, что нет ничего страшного в том, чтобы на день-два задержать платеж по кредиту. Многие оформившие POS-кредит уверены, что это просто рассрочка, предоставленная им напрямую торгово-сервисным предприятием. И не понимают, что заключили договор с банком. При этом чем меньше в договоре примечаний и сносок, тем более охотно потребитель готов выбрать кредитный продукт, отметила Гузелия Имаева.

Собственно, именно к многочисленным сноскам и «звездочкам» в кредитных договорах у авторов Закона «О потребительском кредите (займе)» и было больше всего претензий. Не раз обращалось внимание на то, что потребитель подписывал документ, не читая то, что написано мелким шрифтом, а именно там и скрывалось самое интересное. Основным преимуществом закона считалась появившаяся у кредитных организаций обязанность раскрывать в договоре полную стоимость кредита (ПСК). В нее входят платежи заемщика по погашению суммы основного долга по кредиту, уплате процентов по кредиту, все комиссии и сборы. Учитываются в ПСК и так называемые платежи «в пользу третьих лиц», то есть, проще говоря, страховым компаниям при страховании жизни заемщика, его ответственности, предмета залога (например, квартиры или автомобиля).

Однако, несмотря на действующий закон, о том, что такое ПСК, не знают не только заемщики, но и сами сотрудники банков. Как рассказал заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов, несмотря на то что у кредитных организаций было время подготовиться к вступлению в силу столь серьезного закона, их ответы поражают. Так, в ходе проведенного телефонного опроса абсолютное большинство менеджеров банков затруднились сразу ответить, что такое ПСК, часть сказала, что это прибыль, которую получает банк за выданный кредит, а часть — что эта информация вообще не имеет отношения к клиенту и нужна только для отчетности банка, которую он направляет в ЦБ.

В ходе проведенного ОНФ мониторинга сайтов банков и микрофинансовых организаций обнаружилось, что информацию о ПСК разместили 87% участвовавших в мониторинге банков и 80% МФО. Наличие ПСК (либо его диапазона) облегчило оценку стоимости кредита и позволило сравнивать стоимость заемных средств у разных кредиторов, отметил Виктор Климов. На сайтах отдельных банков и МФО, однако, по его словам, информацию о ПСК найти не удалось. Отсутствовала (либо ее было трудно отыскать) информация о стоимости дополнительных услуг, в том числе страхования. В некоторых случаях отсутствовала также информация о штрафных санкциях, либо размер неустойки превышал ограничения, налагаемые законом.

По словам Виктора Климова, с момента вступления закона в силу пока прошло мало времени, однако сейчас очевидно, что не все его задачи были достигнуты. В частности, авторы закона ставили своей целью защитить потребителя от навязывания банком дополнительных услуг при заключении кредитного договора. Например, тех же страховок. У клиента должен быть выбор, в том числе, например, он имеет право решать, передавать или нет информацию по договору коллекторам. Фактически сейчас, со вступлением закона в силу, банки не имеют права отказать клиенту в праве отказаться от страховки или от передачи данных коллекторам. Они и не отказывают, но при этом кредит такому клиенту не одобряют. То есть формально все требования соблюдены, а на практике у потребителя как не было выбора, так и нет (хочешь получить кредит — соглашайся на условия банка). Председатель правления ФинПотребСоюза Виктор Майданюк подтвердил, что в последнее время существенно увеличилось число жалоб со стороны клиентов на навязанные страховки (в первую очередь речь идет о страховании жизни при оформлении кредита).

ОНФ предлагает для устранения уже заметных пробелов в законе стандартизировать требования к информации об условиях предоставления, использования и возврата потребкредита. Также эксперты проекта считают необходимым принятие законов о коллекторской деятельности и банкротстве физических лиц, что обеспечит более полное соблюдение прав потребителей финансовых услуг.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста