15 Апреля 2015
Источник bankir.ru
«Банк России принял решение о повышении базовых тарифов по ОСАГО (на 40–60%) в апреле текущего года. Вряд ли это решение можно назвать популярным, но, похоже, без принятия таких мер прекратить «итальянскую забастовку» страховщиков регулятор отчаялся.»

Несмотря на повышение тарифов, за качество услуги ОСАГО, похоже, придется побороться

Виктор Климов, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков»

Необходимость принятия такой серьезной меры объясняется накопившимся дисбалансом в системе ОСАГО. На протяжении последних лет размер страховой премии не менялся, а выплаты постепенно росли: инфляция и рост цен на комплектующие требовали все более значительных размеров покрытия ущерба, нанесенного в результате ДТП. И принятое в прошлом году решение об увеличении предельных размеров выплат является объективным следствием этого процесса.

Для граждан этот растущий из года в год дисбаланс обернулся неожиданными проблемами. Кроме последовательной борьбы страховщиков за сокращение издержек, которая проявлялась в занижении ущерба, задержках, отказах в оформлении полиса, они откровенно саботировали свои обязательства по предоставлению услуги во всех регионах страны.

Изобретательные руководители страховых компаний начали переносить офисы урегулирования убытков в отдаленные места и под самыми разными предлогами (отсутствие бланков, неточность в заявлении и т.д.) фактически отказывали автовладельцам в оказании услуги. Рекорд по удаленности был побит в Камчатском крае, где филиал одной крупной компании расположен в селе Эссо Быстринского района, расстояние до которого от Петропавловска-Камчатского составляет 530 км.

Для повышения рентабельности ОСАГО стало обрастать самыми разными дополнительными видами страховки, без которой купить его стало весьма затруднительно.

В прошлом году ситуация накалилась до такой степени, что Минфин был вынужден рекомендовать гражданам направлять в страховую компанию заявление по почте, чтобы избежать отказа, либо иметь возможность его зафиксировать и обратиться в надзор.

По факту, приобрести полис без оплаты дополнительных страховых услуг в ряде регионов было невозможно, что вызывало нескончаемый поток жалоб регулятору и в общественные организации. На рынке даже начались разговоры об отмене ОСАГО, однако последствия подобного решения при текущем количестве автолюбителей представить сложно.

Решение принято. И оно, безусловно, чувствительно для кармана рядового автолюбителя, особенно в регионах с низким средним уровнем доходов. Каков будет результат? Наверное, это главный вопрос сегодня.

Можно сколько угодно обосновывать экономическую целесообразность. Но справедливости ради нужно помнить и о том, что граждане отлично видят высокую доходность страхового рынка – офисы страховых компаний ничуть не скромнее, чем офисы банков, энергетиков и других отраслей, чья жизнь «удалась». И люди, получающие в этих офисах немаленькие зарплаты, живут не в вакууме. И как ответить на справедливый, хотя зачастую и немой, вопрос пенсионера о том, почему все это происходит за его счет?

Наверное, лучше заплатить чуть больше, но иметь возможность купить полис без проблем, обременений и в срок. Но! Что-то мне подсказывает, что за это самое «без проблем, обременений и в срок» нам еще предстоит побороться.

По закону страховые компании обязаны… Но они уже научились этими обязанностями манкировать.

Я считаю, что сегодня приоритетом для регулятора должно стать обеспечение безусловного исполнения закона участниками рынка, иначе все экономические доводы будут лукавством.

Проект ОНФ «За права заемщиков» начнет кампанию общественного контроля за наведением порядка на этом рынке. Мы мониторим ситуацию уже много месяцев и знаем, где, кто и как ведет себя на этом рынке. Приглашаем, кстати, к этой работе всех заинтересованных.

Общими усилиями мы должны добиться того, что обязательное для автовладельцев страхование должно стать цивилизованным, похожим на услугу, удобную, понятную, востребованную, а не на обременительную и дорогую обязанность.

Вопрос качества оказания услуг касается и электронных полисов, которые планируется ввести уже через несколько месяцев (с 1 июля). Безусловно, это повысит доступность услуги, сделает ее более удобной. Отказать незаметно для надзора в продаже такого полиса будет весьма затруднительно. Вместе с тем очевидно, что эта же возможность освободит страховщиков от необходимости обеспечения «низкорентабельных» регионов бумажными бланками. А мы должны помнить, что огромное количество автовладельцев – пенсионеры, которые не умеют пользоваться Интернетом, и электронный полис для них – филькина грамота. Это может вырасти в серьезную проблему для людей. И нужно ее решение предусмотреть уже сейчас. Умеет человек пользоваться Интернетом или нет – неважно, страховая компания должна обеспечить возможность покупки ОСАГО в любом регионе.