Рынок взыскания перетекает в «серую зону»

Дата публикации: 04.12.2015
Источник: bankir.ru

Ситуация на кредитном рынке сложилась весьма сложная: более 6 млн россиян имеют просроченную задолженность, а ее общая сумма на начало сентября, по данным Центробанка, составила 849,3 млрд рублей. При этом огромный рынок долгов естественным образом создает сопутствующие рынки, прежде всего коллекторский и относительно новый — антиколлекторский.

Коллекторов не любят нигде (шутки про биты известны далеко за пределами нашей родины), но в России ситуация осложняется отсутствием законодательного регулирования и перечня требований к их деятельности. А это порождает бесконечное количество конфликтов, в том числе с трагическими последствиями. Надо отметить, что проблема заключается не только в жестких методах работы коллекторских агентств, собственные службы взыскания кредиторов тоже нередко переходят допустимые границы воздействия на должников.

Люди жалуются в проект ОНФ «За права заемщиков» и в другие общественные организации, где им оказывают поддержку, однако усилиями одних общественников без правоохранительных органов и без законодательной базы проблему решить нереально.

Попытки создать закон о взыскании длятся уже не первый год.

Попытки создать закон о взыскании длятся уже не первый год. В начале осени Минэкономразвития предложило очередной вариант, в котором экспертами было найдено немало ошибок и противоречий. При этом необходимость регулятора и четких правил игры не подвергается сомнению даже самими коллекторами (из числа добросовестных). По сути, сейчас на «черных» взыскателей можно пожаловаться только в правоохранительные органы, и то, если речь идет уже о прямой угрозе жизни и здоровью (что необходимо еще и зафиксировать).

Антиколлекторы (или раздолжнители) — явление довольно сложное и разноплановое. Здесь есть и чистой воды мошенники, и более или менее легальные юридические фирмы, предлагающие клиентам побороться за незаконно, по их мнению, начисленные пени и штрафы. Особенно активными антиколлекторы стали в разгар экономического кризиса — даже столица завешана предложениями «избавить от долгов навсегда», не говоря про регионы, где за подобной рекламой мало кто следит.

За помощью «урегулировать» проблемы с кредитом в течение года, обращалось 4% россиян.

Согласно результатам всероссийского опроса НАФИ, проведенного для ОНФ этой весной, 70% россиян в течение года встречали рекламу с предложением помощи «урегулировать» проблемы с кредитом, однако лично за такой помощью обращались только 4% россиян. Большинство россиян убеждены, что организации, официально предлагающие гражданам платные услуги по решению проблем с выплатой кредитов, это мошенники (72%), и только 7% полагают, что это серьезные организации, в которых работают специалисты, способные помочь с погашением обязательств. При этом, судя по активности и количеству подобных компаний, дела их обстоят неплохо.

Раздолжнители заявляют, что помогут уклониться от исполнения обязательств по кредитным договорам. Такое неисполнение может быть связано с погашением, оспариванием или иным изменением обязательств. Зачастую их советы некорректны и лежат вне правового поля. Проблема с выплатой кредита не только не решается, но и усугубляется тем, что заемщик оплачивает услуги «раздолжнения», а в то же время на его долг набегают еще большие пени и штрафы. Плюс он сам приобретает репутацию злостного неплательщика из-за отказа общаться с кредитором, а именно такова основная рекомендация от подобных компаний.

Антиколлекторы заявляют, что можно зафиксировать сумму долга и перевести ее в ФССП.

Несмотря на то что рынок «долгового освобождения» явно отдает массовым мошенничеством, доказать что-то в судебном порядке чрезвычайно сложно. Некоторые антиколлекторы заявляют, что можно зафиксировать сумму долга и перевести ее в ФССП, затянув разными путями процессы, уповая на то, что банк устанет от тяжб и перестанет преследовать должника.

Да, для совсем «тяжелых» случаев заработал институт частного банкротства, но практика его применения еще только складывается, и этими процедурами пока охвачено лишь около двух тысяч человек. Кстати, здесь тоже возникло множество компаний, которые предлагают обанкротить быстро, правда за немаленькие суммы, порой в сотни тысяч рублей. Скорее всего, в недалеком будущем появятся простые пакетные решения о банкротстве «на потоке».

Чисто психологически желание обратиться за помощью, когда долг платить нечем, а коллекторы обрывают телефон и дежурят у подъезда, вполне понятно и объяснимо, и антиколлекторы дают людям то, что им так необходимо в данный момент — эмоциональную поддержку и надежду на спасение. Но стоит учесть, что эта помощь далеко не бескорыстна. Пользуясь доверчивостью граждан, раздолжнитель может выудить из кошелька суммы, сопоставимые с суммой кредита. Кроме того, основные методы деятельности этих субъектов — затягивание судебных процессов и работы судебных приставов, то есть «замусоривание» системы правосудия. На юридическом языке это называется «злоупотребление правом», что в лучшем случае приведет к отсрочке или рассрочке платежей, но сам долг ни один раздолжнитель списать не может. И не проще ли договориться с банком о реструктуризации, а не кормить дополнительную прослойку «юристов»?

Конфликтные отношения все чаще разрешаются «по понятиям», а рынок взыскания перетекает в «серую зону».

Вообще, наличие двух противостоящих друг другу сегментов рынка взыскания — коллекторов и раздолжнителей, посредников с миллиардными оборотами, говорит о том, что государственные механизмы защиты прав участников кредитных правоотношений неэффективны, а законодательная основа недостаточна. В результате по определению конфликтные отношения все чаще разрешаются «по понятиям», а рынок взыскания все более перетекает в «серую зону». Но возникает ощущение, что это никого не волнует.

До каких пор это будет продолжаться? Сколько еще людей должны пострадать, чтобы кто-то на них обратил внимание? Это вопрос к правоохранительным органам и к регуляторам. Мы не должны откатываться к криминальным способам решения конфликтов в стиле 90-х годов, но обязаны сделать взыскание поднадзорным и что-то решить с теми, кто раздает щедрые обещания по поводу возможности не платить по кредитам.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста