Как и для чего перепишут закон о защите прав потребителей

Дата публикации: 30.05.2017
Источник: ok-inform.ru

В Совете Федерации прошел четвертый съезд Объединения потребителей России (ОПР). На нем избрали руководящие органы движения, обсудили новую редакцию устава ОПР и задачи, которые будут стоять перед общественной потребительской организацией в ближайшие четыре года.

Открывая съезд, член Совета Федерации Алексей Майоров напомнил, что в конце апреля этого года в верхней палате российского парламента была создана временная рабочая группа по совершенствованию законодательства в области защиты прав потребителей. Алексей Майоров ее возглавил.

Путин поручил разработать стратегию госполитики в сфере защиты прав потребителей

— В апреле на заседании президиума Госсовета РФ президент России Владимир Путин поставил задачу разработать к сентябрю Стратегию государственной политики в сфере защиты прав потребителей до 2030 года и внести изменения в закон о защите прав потребителей, принятый еще 25 лет назад. В новой редакции должны быть четко прописаны требования к услугам, в том числе финансовым, с которыми сегодняшние потребители имеют немало проблем. Также предстоит продумать, как защитить потребителей, совершающих покупки в интернете. Кроме того, президент поручил привлечь к вопросам защиты их прав органы местного самоуправления, дабы консолидировать усилия органов власти всех уровней в этой сфере. Иными словами, работа предстоит объемная и многогранная. И эта работа будет формировать повестку Объединения потребителей России, существующего уже восемь лет, — отметил сенатор.

Его коллега Вячеслав Тимченко, вновь избранный на должность председателя Центрального совета ОПР, добавил, что защита прав потребителей имеет большое социальное значение, поскольку к категории потребителей относится практически все население страны, и от того, насколько защищены их права, зависит качество жизни и настроение граждан России.

— Сегодня положение потребителей в России непростое. Грядущие законодательные изменения должны это исправить. Также необходимо больше информировать потребителей, работать с ними на местах. Чтобы вести работу в субъектах РФ, Центральный совет ОПР значительно обновил свой состав. Мы планируем сформировать рейтинг субъектов по уровню защищенности прав потребителей, открыть свои представительства во всех регионах страны, привлечь к их работе молодежь, взаимодействовать с региональными общественными палатами. Движение должно прогрессировать, — сказал Вячеслав Тимченко. — Мы многое делаем, но можно еще больше.

Алексей Корягин, которого вновь избрали председателем Объединения потребителей России, назвал возглавляемую им организацию «настоящей гражданской силой», а состоявшийся съезд — новым этапом в истории движения.

— ОПР — это единственная общественная организация с четкими целями и задачами, которые согласуются с государственной политикой. И новая программа ОПР будет учитывать все поручения президента Путина, сделанные по итогам апрельского заседания президиума Госсовета РФ, посвященного защите прав потребителей. Кроме того, в ней мы учтем мнения самих потребителей, которые получим в ходе общественного обсуждения программы. Наша миссия — соединять и обобщать мнения потребителей и транслировать их органам власти, — заявил Алексей Корягин.

Он также отметил, что представительства ОПР в настоящий момент есть в 78 субъектах России, 62 из них ведут активную деятельность.

— Наименее представлены Дальний Восток и Сибирский федеральный округ, но в скором времени мы восполним имеющиеся пробелы и сделаем так, чтобы работа в регионах была централизованной. Необходимо использовать интернет как площадку для роста ОПР и организовать наше взаимодействие с потребителями в соцсетях. ОПР должно стать массовым и влиятельным движением с известными лидерами, — добавил Алексей Корягин.

Закон о защите прав потребителей разберется с микрозаймами и турпродуктами

Координатор проекта «Народная оценка качества» Общероссийского народного фронта Виктор Климов, избранный членом Центрального совета ОПР, отметил, что в обществе потребления состояние любого рынка зависит от самочувствия потребителя, а потому потребитель — это фигура политическая.

— С потребителями нужно работать. И не только защищать их права, но и образовывать, — сказал Виктор Климов. По его мнению, интернет-площадка в этом плане — самая подходящая. Кроме того, нужно оказывать юридическую помощь потребителям на местах. Особенно — по вопросам финансовых услуг и правам автомобилистов.

— Закон о защите прав потребителей писался 25 лет назад. По большому счету, он создавался для товаров, а не для услуг. Но сегодняшние реалии таковы, что чаще всего проблемы возникают именно у потребителей услуг. Поэтому, работая вместе с законотворцами, нужно учитывать все проблемные аспекты и прислушиваться к мнению не только потребителей, но и экспертов отрасли, — пояснил представитель ОНФ.

— Проблема в том, что при любой сделке потребитель оказывается слабой стороной, — считает Александр Семенников, депутат Мосгордумы. По его мнению, в новой редакции закона о защите прав потребителей необходимо урегулировать все сферы. А это не только финансовые услуги и онлайн-торговля, но и туризм, и IT-услуги.

Москву одолел фальсификат

Наталья Старостина, руководитель правового управления ОПР и председатель совета регионального отделения ОПР в Москве отметила, что и проблема качества товаров по-прежнему актуальна. В столице, например, немало жалоб по поводу производства и реализации фальсифицированной продукции. А это вопрос продовольственной безопасности, который требует централизованного общественного контроля.

— Мы начали такой контроль в апреле 2017-го в Москве с магазинов торговой сети «Дикси» и выявили в каждом из них нарушения действующего законодательства. В частности, потребителям не предоставлялась информация о реализуемой вразвес продукции, об обязательном подтверждении соответствия всех реализуемых в магазине товаров, а также товарно-сопроводительная документация, нарушались условия хранения и реализации продукции, чаще всего — молочной, продавалась просрочка и так далее. В результате ОПР вместе с другими потребительскими и предпринимательскими организациями разработали и реализуют программу «АнтиДикси», которая призвана принудить продуктового ритейлера соблюдать в своих магазинах нормы закона «О защите прав потребителей» и правила торговли, установленные законодательством, — поведала Наталья Старостина.

Она также рассказала, как московскому отделению ОПР удалось добиться соблюдения прав российских потребителей со стороны японского производителя.

— 23 мая в Московской торгово-промышленной палате ОПР подписало соглашение с российским представительством японского производителя напитков DyDo Drinco — ООО «ДайДо Дринк Рус» — о размещении на торговых автоматах DyDo необходимого для потребителей объема информации о реализуемых напитках. Мы считаем это нашей победой. Претензии к ООО «ДайДо Дринк Рус» возникли у ОПР полтора года назад, когда общественные контролеры обнаружили, что потребители не могут узнать информацию о напитках DyDo, реализуемых через торговые автоматы, до того, как их приобретут, что нарушает наше законодательство. Сработало прямое обращение к японскому производителю, в результате которого нарушения были устранены, а руководство московского представительства компании сменено, поскольку оно игнорировало наши жалобы, — рассказала Наталья Старостина.

Во Владимирской области потребителей защищают креативно

Руководитель отделения ОПР по Владимирской области Дмитрий Семенов рассказал еще один действенный способ борьбы за права потребителей. В своем регионе они маркируют добросовестные магазины специальными наклейками, и потребители видят, в каких магазинах соблюдается законодательство и правила торговли, а в каких — нет.

— Дошло до того, что теперь руководство X5 Retail Group премирует руководителей магазинов «Пятерочка», получивших наклейки по результатам нашего общественного контроля, — похвастался Дмитрий Семенов.

— Совершенствование законодательства, общественный контроль предпринимателей — это все хорошо. Но мы упускаем тот факт, что все выступления президента Владимира Путина в последнее время связаны с Евразийским экономическим союзом. И я считаю, что необходимо объединять потребителей России, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и других стран региона, — отметил Владимир Лищук, исполнительный директор национальной ассоциации оптово-продовольственных центров России.

А Владимир Поздеев, координатор проекта «Школа муниципального политика», добавил, что за прошедшие восемь лет ОПР набралось опыта — и сейчас настало время им делиться. Для этого необходимо создать методические рекомендации по стандартным и нестандартным потребительским ситуациям и распространить их среди общественных контролеров. Бороться за права потребителей можно и так креативно, как это делают во Владимирской области, и так масштабно, как в Москве, но делать это, безусловно, надо. Причем — на всех уровнях, считает Владимир Поздеев.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста