От банков потребуют раскрытия баланса заемных средств и средств клиента при каждой операции по карте

Дата публикации: 23.08.2017
Источник: bankir.ru

В рамках борьбы с закредитованностью населения депутаты внесли в Госдуму законопроект, который обяжет банки оповещать клиента о том, какой именно объем собственных и заемных средств потрачен при совершении каждой операции по банковской карте, в том числе в рамках овердрафта.

Как сообщает портал Банки.ру, ссылаясь на «Коммерсант», законопроект, устанавливающий обязанность кредитора информировать заемщика о задолженности и об остатке лимита кредитования по банковским картам в составе уведомления о каждой проведенной операции, разработал глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. В настоящее время информация о размере текущей задолженности по кредиту, сумме доступного кредитного лимита, произведенных за предшествующий месяц платежах по кредиту, а также о размере предстоящего платежа предоставляется заемщику кредитной организацией не реже раза в месяц. Цель поправок — исключить неверные представления клиента о возможных собственных средствах для их использования и остатках кредитных лимитов. Законопроект уже поддержан Банком России и внесен в Госдуму.

Как пояснил «Коммерсанту» Аксаков, необходимость дополнительного информирования обусловлена тем, что клиенты часто путают объем средств, находящийся на счете, с тем кредитным лимитом, который они могут использовать для оплаты товаров и услуг. «Видя на счете определенную сумму, клиент банка не понимает, что это овердрафт. Люди, заблуждаясь, используют деньги банка, за которые потом вынуждены платить проценты, и попадают в кредитную кабалу», — отмечает он.

По данным ЦБ на 1 января 2017 года (более поздние данные недоступны), кредитными организациями эмитировано 254,7 млн банковских карт, из них 34,2 млн — это расчетные карты с овердрафтом и 31 млн — кредитные карты.

Овердрафт — особая форма краткосрочного банковского кредита. Как правило, предоставляется физическим лицам, открывшим в банке личный банковский счет, который привязан к дебетовой пластиковой карте. При использовании овердрафта в счет погашения задолженности направляются все суммы, поступающие на счет клиента. Как правило, банки предлагают овердрафт в рамках зарплатных проектов, при этом его размер обычно соответствует одному окладу клиента.

Если законопроект будет принят, кредитору придется оповещать клиента о том, какой он использовал объем собственных денежных средств, а какой пришелся на средства, предоставленные банком, по каждой операции. Это требование будет действовать в отношении как дебетовых карт с овердрафтом, так и кредитных при наличии на них собственных средств клиента. Порядок направления уведомления будет определяться условиями договора (как правило, это SMS-сообщение или сообщение, отправляемое на электронную почту).

Банкиры скептически относятся к инициативе законодателей. По мнению директора департамента по развитию кредитных банковских продуктов банка «Ренессанс Кредит» Дмитрия Курганова, практика, когда к карточным дебетовым продуктам подключается овердрафт, в последнее время применяется достаточно широко, однако, чтобы поддерживать лояльность клиента и не вводить его в социальный дефолт, банки инициативно информируют, когда операции начинают финансироваться за счет овердрафта. «Возможно, есть банки, которые специально не оповещают клиента с целью ввести его в задолженность, но это уже недобросовестное отношение банка к клиенту», — отмечает он. «Введение необходимости подобного информирования по кредитным картам посредством SMS-сообщений потребует дополнительной доработки систем информирования, что повлечет временные и финансовые затраты, — рассуждает зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко. — Однако ощутимой пользы клиентам это не принесет, заемщики редко размещают свои средства на счете кредитных карт». Предполагается, что после принятия поправок они вступят в силу в течение 180 дней со дня официального опубликования. Этого срока, по оценкам участников рынка, достаточно для доработки систем информирования.

Правозащитники, в отличие от банкиров, считают предложенные поправки весьма актуальными. «Это сделает обращение клиента с такими инструментами более предсказуемым и будет способствовать повышению финансовой грамотности и ответственного отношения граждан к своим тратам», — заключает руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» Виктор Климов.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста