17 Января 2018
Источник advis.ru

Климов: Увеличение штрафов за отсутствие ОСАГО не обосновано

Увеличение штрафов за отсутствие полиса ОСАГО не обосновано, поскольку этот рынок сегодня по-прежнему остается несбалансированным. Проблем в этой сфере и так хватает. Необходимо повышать не штрафы, а провести системный анализ по решению проблем ОСАГО. Такое мнение высказал руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.

Штраф за отсутствие полиса ОСАГО может быть увеличен от 800 руб. до 5 тыс. руб. Соответствующий проект разработали депутаты Госдумы. По мнению авторов, действующая сумма штрафа слишком мала и не останавливает некоторых автомобилистов от того, чтобы ездить без полиса ОСАГО. Они предпочитают заплатить штраф в ГИБДД, если их остановят на дороге для проверки. При этом средняя стоимость полиса ОСАГО в настоящее составляет около 5,8 тыс. руб.

По данным Российского союза автостраховщиков, более миллиона автомобилей в России ездят без полиса. Всего же в стране зарегистрировано около 50 млн авто.

По словам Виктора Климова, страховой рынок поднимает тему повышения штрафов за эксплуатацию транспортного средства без полиса ОСАГО еще с 2015 г. «Эта тема стала актуальной для страховщиков не вдруг и не сама-по себе. В результате целого ряда причин (увеличение лимита покрытия, резкий рост стоимости импортных автозапчастей, распространение недобросовестных практик автоюристов и пр.) продажа ОСАГО стала для страховых компаний низкорентабельной, а в целом ряде регионов — откровенно убыточной. Страховщики стали под разными предлогами искусственно сокращать продажи в убыточных регионах. Купить полис ОСАГО в отдельных территориях стало реальной проблемой. Регулятор дважды за 2015 г. повышал тарифы на ОСАГО. Проблему дефицита это не ликвидировало, но привело к тому, что на рынке появились поддельные полисы по низкой цене, а кроме того, некоторые автовладельцы (часто вынужденно) стали пренебрегать обязательством застраховать автогражданскую ответственность. Вот тогда впервые и заговорили о том, что нужно повысить штрафы. Хотя очевидно, что корень проблемы не в недисциплинированности автовладельцев», — подчеркнул Климов.

Сегодня тема поднимается вновь уже в форме законодательной инициативы. «Понятно, что рынок борется даже за те 1-2% продаж, которые он теряет из-за нарушителей. Понятно также, что и для других участников ДТП отсутствие ОСАГО создает проблемы — взыскать ущерб можно только через суд, что долго и хлопотно», — подчеркнул эксперт.

По его словам, повышение штрафной санкции как дисциплинирующая мера была бы логична, если бы наблюдалось массовое игнорирование владельцами автомобилей своих обязанностей. «Оценка примерно в 1 млн незастрахованных автомобилей, очевидно, включает в себя не только нерадивых автовладельцев, но и те машины, которые просто не эксплуатируются, а по разным причинам простаивают в гаражах и возле подъездов. И вообще в оценке масштабов явления, полагаю, что было бы полезно проанализировать статистику ГИБДД», — сказал Климов.

Он добавил, что размер штрафа в 800 руб. не очень корректно сравнивать со средней стоимостью полиса, поскольку оштрафовать за эксплуатацию автомобиля без ОСАГО за год можно многократно.

Климов подчеркнул, что пока нет точной оценки, насколько вступившие в прошлом году меры — электронный полис, приоритет натурального возмещения — сбалансировали рынок. «Мониторинг, который мы проводили летом 2017 г., показал, что этими мерами удалось снизить социальную напряженность даже в так называемых проблемных регионах. Однако данные Банка России по-прежнему демонстрировали убыточность ОСАГО для страховщиков. Ключевой для рынка показатель — соотношение выплат к собранным страховым премиям — в ТОП-20 „проблемных“ регионов превышал 140%», — отметил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».

Он привел данные экспертов, по оценкам которых натуральным ремонтом возмещается лишь незначительная часть в общем объеме выплат. «Какие финансовые итоги в 2018 г. продемонстрирует страховой рынок, не образуются ли вновь в том или ином виде проблемы с доступностью полисов ОСАГО — будущее покажет. Проблема рынка ОСАГО не будет решена повышением штрафов до 5 тыс. руб. Рынок требует более комплексной настройки, а введение драконовских штрафов лишь добавит негативного отношения общества к механизму ОСАГО в целом», — подчеркнул Климов.

Общероссийский народный фронт — это общественное движение, созданное в мае 2011 года по инициативе президента РФ Владимира Путина, которое объединяет активных и неравнодушных жителей страны. Лидером движения является Владимир Путин. Главные задачи ОНФ — контроль за исполнением указов и поручений главы государства, борьба с коррупцией и расточительством, неэффективными тратами государственных средств, вопросы повышения качества жизни граждан.