Долг, которого нет: наш ответ коллекторам

Дата публикации: 12.04.2018
Источник: radiorus.ru

Практика создания коллекторских компаний и агентств пришла к нам из США. Впервые на российском рынке услуг коллекторские агентства появились в 2004 году. В 2016 году был написан 230-й закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», который был призван защищать права гражданина при неприятной процедуре взыскания долгов и избавить его, а также членов его семьи от разного вида угроз. Разбираемся в тонкостях темы вместе с экспертом Виктором Владимировичем Климовым — руководителем проекта Общероссийского народного фронта.

Виктор Климов: Коллекторы могут звонить и представляться кем угодно. Названия организаций, которые они якобы представляют, тоже могут быть самыми разными — Национальная служба взыскания, Федеральная служба взыскания и т.д. В любом случае, это — коммерческие организации, основной деятельностью которых является взыскание просроченных долгов.

Есть проблемы в том, что неустановленные лица звонят и не представляются, прося оплатить долги и угрожая. Они портят имущество и распространяют «грязь» в соцсетях.

230-й закон чётко ограничил тот круг людей, которым позволено заниматься коллекторством. Также он определил процедуры по ограничению звонков, времени этих звонков и т.д. Он дал должникам возможность отказаться от досудебного урегулирования. Любая структура, которая осуществляет досудебную попытку взыскать долги, обязана принять отказ и отправиться дальше решать этот вопрос в суд. Этот закон поставил эту конфликтную по своей природе деятельность под надзор.

Все указанные в законе нормы распространяется только на тех, кто легально работает на этом рынке. К сожалению, практика нелегального взыскания долгов никуда не делись. Дело в том, что отдельные участники финансового рынка отдают долги неустановленным в последствии лицам. Возникают случаи мелкого, а иногда и крупного хулиганства. Часто случается, что коллекторы названивают вам с не понятно на кого купленной сим-карты. Неизвестные лица размещают информацию в соцсетях, порочащую жизнь и достоинства гражданина. Неизвестные расклеивают информацию в подъезде или расписывают стены с откровенными оскорблениями. Этот формат хулиганства не попадает под надзор ФССП. Все эти противозаконные действия коллекторов попадают под административную или уголовную ответственность в зависимости от того, какие законы были нарушены.

Безусловно, принятый закон навёл на рынке более или менее порядок. Он пошёл на пользу — это точно. Но, к сожалению, правоохранительные органы остались такими, какими они и были. Участковый, к которому гражданин обращается с просьбой о помощи, когда попадает под коллекторский прессинг, не хочет с этим связываться и, как правило, не принимает заявление. Наши граждане «ведутся» на это, соглашаются не писать заявления и продолжают мучиться.

Наш фонд давно проработал разные ситуации, с которыми сталкиваются наши граждане в сфере взыскания долгов. Мы составили памятки, которые продублированы в соцсетях, где подробно рассказано, как необходимо действовать гражданам. К этим памяткам приложены документы, которые смогут гражданам разобраться с возникшими трудностями.

Рассмотрим типовые ситуации. Если легальный кредитор звонит ночью или чаще, чем это определено законом, то нужно обращаться в ФСПП, которая сама накажет тех коллекторов, которые действуют вне правового поля.

Если вам звонят и представляются кем хотят с угрозами и оскорблениями. Это уже предмет деятельности правоохранительных органов. Такой разговор нужно обязательно зафиксировать, чтобы иметь свою доказательную базу, которая никогда не будет лишней. Также можно обратиться в Центральный банк России, у которого действует своя Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

С человека можно взыскивать долг только тогда, когда вы поставили свою подпись под тем, что являетесь поручителем лица, взявшего в долг денежные средства. Предъявлять претензии вам, даже если вы близкий родственник того человека, за которым числится задолженность, вам никто не имеет право по закону. Более того, без согласия должника коллектор даже не имеет права коммуницировать с вами.

Если ваш телефон каким-то образом попал в «чёрную базу» — всё равно придётся разбираться нескольким способами. Обязательно нужно найти в себе силы, чтобы выйти на прямую связь с кредитором, в интересах которого осуществляется взыскание, и выяснить, что как номер телефона попал к коллекторам. Часто это приводит к нормальному решению вопроса, если это легальный коллектор.

Жалобы граждан также принимает Национальная ассоциация коллекторских агентств. Её специалисты помогают выйти на адекватную коммуникацию с тем менеджером, который действительно поможет разобраться в возникшей проблеме <...>

Почему не стоит пререкаться с коллектором? Есть ли смысл доводить ситуацию до суда? Об этом рассказывает эксперт. Слушайте в аудиофайле!

Ведущие — Алла Волохина и Константин Корольков

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста