Нарушение и наказание: банки штрафуют за спам-атаки

Дата публикации: 07.10.2019
Источник: newvz.ru

С начала года Центробанк успел 47 раз оштрафовать банки, запрашивающие кредитные истории граждан, не имея на то разрешения.

Лидерам по количеству предписаний стала ФК «Открытие» — у корпорации 32 штрафа, еще шесть получил «Уралсиб» и три Райффайзенбанк. Кроме того, в списке нарушителей оказались ВТБ с Промсвязьбанком и банком Дом.РФ. Специализированные форумы и соцсети полны жалоб на незаконные запросы в БКИ с последующими предложениями в директ о возможности занять денег.

От представителей ЦБ РФ издание «Известия» узнало, что банки проходят регулярные проверки на законность запросов, однако, потерпевшим попросту неизвестно, что у них есть возможность сообщить о нарушении их прав. Чем выше будет уровень финграмотности населения, тем большее количество обращений может получить регулятор.

Вместе с тем, размер штрафа не так уж и велик, отмечает глава налоговой практики юркомпании BMS LawFirm Денис Зайцев. Он составляет всего 30–50 тыс. рублей. Впрочем, руководитель думского комитета, занимающегося вопросами финрынка, Анатолий Аксаков, утверждает, что в самом ближайшем времени, данная сумма вырастет в разы.

Финорганизации склонны винить в случившемся технику. Представители «Открытия» рассказали журналистам, что нарушения стали следствием ошибки, которая произошла в ходе слияния баз данных при процессе интеграции розничных сетей «Открытия» и Бинбанка. Каждое из 32 нарушений стоило корпорации 30 тыс. рублей.

В том, что единственный случай нарушения был спровоцирован техническим сбоем, заявляют и в ВТБ, при этом говорят, что строго придерживаются норм закона в части предоставления клиентских данных в БКИ. Тем не менее, штраф финорганизация оплатила. Также поступили и в банке Дом.РФ, заверив, что в дальнейшем сделают все во избежание подобных неприятностей.

«Уралсиб» и Райффайзенбанк не стали комментировать предписания, ничего не сказали и представители Промсвязьбанка.

Клиенты не особо разбираются в том, что представляет собой кредитная история и для чего за ней необходимо следить. Это незнание и влечет за собой столь малое число жалоб, отмечает глава проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. По мнению эксперта, потребители не понимают того, что контроль риск-профиля может уберечь их от того, что кто-то другой оформит на них ссуду и получит ее без необходимости возвращать долг.

Собеседник, приближенный к регулятору пояснил, что процедура рассмотрения жалобы на незаконный запрос — дело довольно длительное. Процесс может занять несколько месяцев. Сперва ЦБ запросит все нужные документы, включая согласие на запрос истории с копией паспорта, затем будут вызваны представители БКИ и финорганизации, что займет долгое время. Стоит признать, что люди редко когда внимательно изучают договор, который им нужно подписать, соответственно, даже не замечают под чем ставят визу и на что соглашаются. Банки при этом, нарушая закон, могут все списать на технические ошибки, отметил источник.

Напомним, что с этого года у россиян есть возможность два раза в год бесплатно запрашивать свою кредитную историю при помощи сайта государственных услуг. Это позволяет людям увидеть, когда и какие банки, а также МФО интересовались информацией о них. Именно так клиенты стали быстрее узнавать о том, что на их имя оформляют чужие микрозаймы. Раньше им об этом сообщали коллекторы.

Один из пользователей спецфорума по имени Иван написал, что после того, как были удалены незаконные запросы в Эквифаксе, его скоринг-балл вырос на 30 пунктов. Другой участник форума по имени Сергей жалуется на то, что никогда не являлся клиентом ФК «Открытие» или связанных с ней кредитных организаций. При этом корпорация с регулярным постоянством запрашивала его кредитную историю, порой по два раза в день, что портило ему шансы на оформление кредита в перспективе.

По словам Евгений Лазаревой, кредитный рейтинг клиента находится в прямой зависимости от частоты запросов банков о его истории. Если заемщик оформляет ссуды небольшого размера каждые два месяца или чаще, тем более, если это займы в МФО, то это негативно влияет на его скоринг. Рассчитывая рейтинг, БКИ учитывает и поданные заявки, даже если потом договор о кредите не был подписан.

Тройке самых крупных БКИ — «Эквифакс», ОКБ и НБКИ — от финорганизаций поступает по 120 млн запросов ежемесячно, то есть на одно бюро приходится 40 млн, пожаловался «Известиям» генеральный директор «Эквифакс» Олег Лагуткин. Эксперт заявил, что экономически разумного способа подтвердить согласие каждого россиянина попросту нет.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста