7 Ноября 2019
Источник insur-info.ru

Лучшее время для принятия закона о либерализации ОСАГО, чем сейчас, найти сложно — Чистюхин

Законопроект о внесении изменений в закон об ОСАГО, который, как предполагается, приведет к большей индивидуализации тарифа на полисы, лучше всего принять в ближайшее время, такое мнение высказал заместитель председателя ЦБ РФ Владимир Чистюхин, выступая в среду на круглом столе в Общероссийском народном фронте.

«Нужно создать внутри существующей системы большую индивидуализацию, но не менять подходы к тарифу по сути? Или же пойти на более радикальные изменения, которые действительно уберут определенную уравниловку между потребителями, но могут серьезным образом повлиять на изменение тарифа? Второй вопрос — когда принимать этот закон — сейчас, или есть более удобное время? Мне кажется, что лучшего времени, чем сейчас, найти очень сложно. Мы почти год живем в стабильной ситуации с резким уменьшением проблем на рынке ОСАГО», — сказал Чистюхин.

Законопроект о внесении изменений в закон об ОСАГО в настоящее время находится в Госдуме, но его рассмотрение было отложено из-за опасений парламентариев, что предлагаемые поправки в закон могут существенно сказаться на цене полиса. В частности, согласно проекту, предлагается постепенная отмена территориального коэффициента и коэффициента мощности автомобиля, кроме того, размер выплаты по жизни и здоровью планируется повысить с 500 тыс. рублей до 2 млн рублей. По словам экспертов, предлагаемые к отмене коэффициенты достаточно тарифоемкие, их доля в цене полиса достигает 40%.

По словам директора по методологии страхования Российского союза автостраховщиков Евгения Васильева, расчеты показывают, что увеличение максимального размера выплат по жизни и здоровью в 4 раза может сказаться на росте цены за полис автогражданки на 23%.

«Много это или мало? Может быть, одномоментно это много, может быть, если это делать в управляемой лестнице — это будет вполне разумно», — сказал Васильев. «Что касается коэффициентов территории и мощности, по моей оценке, при их отмене средняя премия по стране измениться не должна, потому что ничего не происходит, что увеличивает убыточность. Произойдет перераспределение: в каких-то регионах может произойти рост (. . .) Если коэффициент территории останется, надо смотреть, как в перспективе от этого можно уходить. Мы поддерживаем, что добросовестные автовладельцы должны платить меньше. Те, кто попадает в ДТП, мы их не должны защищать».

Увеличение лимита выплат по жизни и здоровью в 4 раза, по мнению координатора движения «Общество синих ведерок» Петра Шкуматова, является очень нужной поправкой.

«Текущих выплат в 500 тыс. рублей недостаточно для того, чтобы возместить убытки или вылечиться после тяжелого ДТП, это очевидно. Сейчас есть судебная практика, что размер возмещения по жизни и здоровью судами рассматривается исходя из суммы 2,6 млн рублей. Соответственно, люди, которые стали причинителями вреда на дороге, за них 500 тыс. рублей выплачивает компания, остальные суд назначает как наказание выплатить потерпевшему. Люди попадают в сложную ситуацию, у многих таких денег нет. Водитель начинает скрываться. Пострадавшим же нужны выплаты на лечение здесь и сейчас», — сказал Шкуматов.

По мнению вице-президента «АльфаСтрахования» Алексея Артамонова, если законодатели дадут страховщикам возможность бороться за ответственных водителей, компании смогут предложить «хорошие» тарифы.

Как сообщалось, в случае принятия поправок в закон страховщики получат право самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов с учетом личностных характеристик водителя, в частности, они будут учитывать наличие неоднократных грубых нарушений ПДД (езда в пьяном виде, существенное превышение допустимой скорости) по всем транспортным средствам, находящимся в его управлении, а также по всем договорам ОСАГО.

Согласно законопроекту, предполагается, что с 1 января 2020 года может быть отменен территориальный коэффициент, а затем с 1 октября того же года — коэффициент мощности двигателя легкового автомобиля, следует из текста законопроекта. Также законопроектом, разработанным министерством финансов РФ, предусматривается увеличение размера страховой выплаты за причинение вреда жизни и здоровью по ОСАГО пострадавшим в ДТП до 2 млн рублей с 1 января 2020 года. В период с 1 января 2020 года по 30 сентября 2020 года значения базовых ставок страховых тарифов страховщики смогут сдвигать в сторону увеличения или уменьшения в пределах 40%. С 1 октября 2020 года допустимое отклонение от предельных размеров базовых ставок может составить еще 30% в обе стороны.

В Совете Федерации слушания по данному законопроекту назначены на 8 ноября. Парламентские слушания в Госдуме пройдут 18 ноября.