24 Января 2020
Источник fn-volga.ru

Поправки к закону об ОСАГО будут стимулировать водителей соблюдать ПДД

Новый пакет поправок к закону об ОСАГО готовится к рассмотрению, в него вошла принципиально новая — об учете в стоимости полиса обязательной «автогражданки» наличия у водителя административных взысканий за грубые нарушения дорожного движения. К грубым нарушениям, к примеру, относятся проезд на красный сигнал светофора, управление автомобилем в состоянии опьянения или значительное превышение скоростного режима.

Депутатский законопроект заменил предложенный ранее правительством с более широкими изменениями в ОСАГО, однако общий курс реформы индивидуализации тарифов сохраняется. Новому документу предстоит пройти все положенные этапы рассмотрения. Уже в начале декабря он обсуждался на парламентских слушаниях в Госдуме.

Заместитель начальника главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД РФ Владимир Кузин, выступая в Госдуме на слушаниях, заявил, что ГИБДД поддерживает поправки депутатов в ОСАГО, в том числе об учете в тарифе фактора дисциплинированности водителей на дорогах. ГИБДД участвует в реализации национального проекта по повышению безопасности на дорогах, рассчитанного до 2024 года, проект ставит задачу радикального снижения смертности в автоавариях.

«Анализ причин, приведших к авариям за 10 месяцев 2019 года, показывает, что в 85% случаев они происходят из-за нарушений правил дорожного движения», — констатировал Кузин в ходе выступления перед депутатами.

Согласно приведенным им данным, число автоаварий за период с января по октябрь этого года в России снизилось на 3% и составило 132 тыс. 251 по сравнению с 138 тыс. 106 за тот же период прошлого года. Число погибших с начала года к ноябрю сократилось на 9,4%, уточнил он.

Неожиданно в ходе обсуждения законодательного усовершенствования ОСАГО представитель ГИБДД вышел на принципиально новые задачи, расширил горизонты дискуссии о страховании ответственности автовладельцев.

«Надо двигаться вперед с учетом новых реалий, России требуются предложения по страхованию общегражданской ответственности на транспорте», — заявил Кузин. — «Эта тема становится актуальной из-за бурного развития бизнеса каршеринга в крупных городах, а также из-за появления беспилотных автомобилей. Привычные модели страхования ответственности, в том числе описанные в законе об ОСАГО, не работают».

Представителя ГИБДД поддержал министр финансов РФ Алексей Моисеев. «Мы должны подумать о переходе от обязанности приобретать полис ОСАГО к обязанности страховать гражданскую ответственность, — сказал он. — Кажется, что звучит одинаково, но требует разных подходов». Нужно ускориться с реформированием ОСАГО — принятия поправок в закон об «автогражданке» ожидали в этом году, но не успели. В перспективе предстоит ослаблять тотальный контроль государства в ОСАГО, развивать конкуренцию.

Глава комитета по финансовым рынкам Госдумы РФ Анатолий Аксаков напомнил о последних достижениях в модернизации ОСАГО. «Начатая в январе 2019 года реформа ОСАГО оказалась успешной. Решение об индивидуализации тарифов доказало свою эффективность и пользу для наших граждан», — отметил он.

Глава комитета Госдумы напомнил, в том числе «изменился подход к определению коэффициента возраст-стаж (теперь этот коэффициент учитывает 58 позиций вместо 4 существующих в ОСАГО ранее). Изменен подход к определению коэффициента „бонус-малус“, он стал более гибким». Также в уходящем году много было сделано для усовершенствования европротокола, растет популярность электронных полисов ОСАГО, отметил Аксаков.

В январе этого года ЦБ своим указанием расширил границы тарифного коридора в ОСАГО на 20% вверх и вниз. «В связи с принятием указания было много критики и стенаний, что тарифы вырастут. С января 2019 года в ходе реформы индивидуализации тарифов в ОСАГО средняя цена полиса снизилось на 5,3%» — сказал Аксаков коллегам.

Президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс в ходе слушаний подтвердил: «c того момента, как начался первый этап реформы и был расширен тарифный коридор, то и дело появлялась информация о якобы грядущем росте стоимости полисов ОСАГО на 30%, 40%, а кто-то насчитал даже на 80%. На самом деле в результате реформы цены на полисы ОСАГО снизились».

РСА в декабре этого года, по словам Юргенса, актуализировал справочник стоимости запчастей, корректировки отражают рост цен почти на 10% на ремонт автотранспорта по основному набору запчастей. «Потребители в ОСАГО будут получать больше денег, или более качественный ремонт автомобилей», считает он.

В свою очередь в ходе слушаний в Госдуме зампред Банка России Владимир Чистюхин сообщил, что с января этого года ЦБ регистрирует резкое падение числа жалоб автовладельцев на страховщиков ОСАГО, по итогам первого полугодия показатель поступивших жалоб снизился на 40% и за 9 месяцев года — на 43%. «В настоящее время число жалоб не превышает 1% от количества заключенных договоров», пояснил он.

Чистюхин добавил, что в помощь потребителям в РФ начала работу с середины 2019 года Служба финансового уполномоченного.

Весь этот год правительство готовило и согласовывало проект изменений в ОСАГО, авторство в разработке поправок принадлежит Минфину. Поддержанный всеми ведомствами и регулятором законопроект неожиданно «застрял» накануне первого чтения в Госдуме, депутаты решили убрать из него все статьи, которые в перспективе могли влиять на повышение стоимости полиса. Взамен они предложили свой проект поправок продвижения реформы.

Депутатский законопроект оказался схож с правительственным в главной идее, он также ставит цель индивидуализации тарифа для каждого водителя. Но в депутатском проекте поправок в ОСАГО авторы отказались отменять да ключевых коэффициента при расчете стоимости полиса — территории преимущественного использования автомобиля и мощности транспортного средства. Кроме того, депутаты отказались от идеи создания ценовых преимуществ для водителей, добровольно использующих средства телематики как доказательства грамотного вождения автомобиля водителем.

Самым ощутимым с точки зрения защиты страхователей стал отказ от предложения правительства о повышении суммы выплат в ОСАГО в 4 раза — с 500 тыс рублей до 2 млн рублей. Депутаты справедливо говорили о неизбежном увеличении тарифов после принятия такой поправки. (Ранее РСА оценивал необходимость роста страховых взносов по ОСАГО на 23 %. Прим. ИФ).

Заместитель председателя ЦБ Владимир Чистюхин не считает дискуссию о повышении лимитов выплат за ущерб жизни и здоровью в ОСАГО завершенной. «Дискуссия не закрыта, ее предстоит провести, возможно на другой площадке», — сказал он, выступая в Госдуме.

Руководитель проекта «За права заемщиков» ОНФ" Евгения Лазарева, комментируя отказ законодателей от повышения лимитов в ОСАГО сказала: «курс на индивидуализацию поддерживают все участники наших опросов по теме ОСАГО. Недавно мы провели специальный экспресс-опрос на волне слухов о подорожании этих полисов. Идею „кто как ездит, так и платит“ поддерживает 90% респондентов. 68,2% поддерживают отмену коэффициентов территории и мощности, 64,8% готовы платить за полис больше в случае увеличения выплат по здоровью».

В ходе выступления в Госдуме Моисеев заявил о готовности поддержать альтернативный законопроект депутатов, поскольку цели у обоих документов единые. В конце прошлой недели в Госдуму поступило положительное заключение правительства на законопроект депутатов с поправками к закону об ОСАГО.

По данным Банка России объем премий по договорам ОСАГО за 9 месяцев снизился на 6,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 153,9 млрд рублей. Выплаты при этом увеличились на 1,7% и достигли 103,1 млрд рублей. Средняя страховая премия в январе-сентябре по ОСАГО составила 5,4 тыс. рублей, снизившись на 5%, по договорам с физлицами снижение составило 3,8%. При этом средняя страховая выплата по ОСАГО выросла на 7,5% и достигла 63,8 тыс. рублей.