17 Апреля 2020
Источник newvz.ru

Вирус банкротства

Как подсчитали аналитики Национального бюро кредитных историй, отчет которых имеется в распоряжении «Известий», по состоянию на 1 апреля просрочка регулярных платежей на срок от 30 до 89 дней зафиксирована по 22,5% потребительских займов, а на срок свыше 90 дней — по 21,6%. Для сравнения, месяцем ранее эти показатели составляли, соответственно, 19,9% и 19,5%. Аналогичная тенденция наблюдается в погашении кредитного лимита по картам.

Просрочку регулярных платежей на срок от 1 до 3 месяцев допустили 9,9% держателей кредиток, на срок более 3 месяцев — 8,9%. Относительно февраля просрочка в обеих группах выросла на 1,1%. Ухудшилась и платежная дисциплина россиян, купивших автомобили в кредит. На 30-89 дней очередные платежи просрочили 8,8% держателей автокредитов (плюс 1% за месяц), а более чем на 90 дней — 7,2% (плюс 0,8%).

Примечательно, что долги перед микрокредиторами россияне стали гасить более дисциплинированно. Если в феврале просрочка на 1-3 месяца наблюдалась по 36,6% займов, то в марте — только по 34,4%. На 3 месяца и более долги перед МФО просрочили 30,5% клиентов, что на 2,4% меньше, чем в предыдущем месяце. В сегменте ипотечного кредитования доля проблемных кредитов осталась на февральском уровне: просрочка на срок до 3 месяцев имеется по 2% займов, на более продолжительный срок — по 1,5% кредитов.

По мнению директора НБКИ по маркетингу Алексея Волкова, стремительное увеличение просрочки по трем видам займов объясняется спадом доходов части россиян, который последовал за сокращением деловой активности и обвалом на рынках. Также следует учитывать, что в марте часть кредиторов резко уменьшили выдачу новых ссуд, после чего доля проблемных долгов автоматически увеличилась. Получившие отказы в банках граждане обратились к микрокредиторам. А в портфеле последних большая доля новых займов уменьшила удельный вес старых просрочки. Ипотечные кредиты россияне традиционно обслуживают наиболее добросовестно, поэтому долги по ним в кризисные периоды начинают расти позже, нежели по другим видам ссуд. Ключевым стимулом является нежелание ипотечников лишиться залогового жилья, напоминает Волков.

Директор по работе с клиентами «БКС Премьер» Николай Соколов подтверждает, ввиду неблагоприятной ситуации в экономике в марте часть граждан осталась без работы, либо получила меньший доход, нежели в предыдущие месяцы. Поскольку сумма выплат по банковским займам традиционно довольно высока, просрочка по ним начала расти в первую очередь. Также следует учитывать, что значительную часть личных средств в марте россияне потратили на ажиотажные закупки в супермаркетах. Соколов считает, что сокращение просроченных долгов перед МФО носит краткосрочный характер. Просрочка по ипотеке будет расти медленно, поскольку жилищные кредиты по определению выдаются гражданам с хорошей платежеспособностью, кроме того, как правило, у них есть сбережения. Однако они тоже будут исчерпаны, и через 6 месяцев статус проблемных получат 3-4% ипотечных ссуд. За этот же период просрочка образуется по 40% микрозаймов, 25-27% потребительских кредитов, 13-15% кредиток, а также по 10-12% ссуд на покупку автомобилей, прогнозирует эксперт.

Глава проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева констатирует, в преддверии кризиса россияне традиционно нарастили потребительские расходы, закупив большие объемы продуктов, лекарств, а также потратившись на текущие ремонты. Такая реакция на непредсказуемую экономическую обстановку является традиционной. По мнению Лазаревой, в ближайшие два месяца доля просроченных кредитов продолжит расти, а из самоизоляции часть граждан и индивидуальных предпринимателей выйдут в статусе банкротов. Отказы в господдержке по программам кредитных и ипотечных каникул получают 90% должников, которые прежде добросовестно обслуживали займы, добавляет она.

При этом опрошенные изданием эксперты не пришли к однозначному выводу о том, сказалась ли на погашении займов рекомендация Банка России всем кредитным учреждениям сместить даты регулярных платежей с 30 марта — 3 апреля на 6 апреля. По факту не все финучреждения последовали призыву ЦБ, подтверждают в регуляторе. Соответствующие жалобы граждан сейчас изучаются.