Торговцы вирусом: как преступники выманивают деньги у россиян во время пандемии

Дата публикации: 25.05.2020
Источник: iz.ru

Мошенники адаптировались к жизни в условиях эпидемии и активно внедряют схемы, эксплуатирующую «коронавирусную тематику». Почти каждая пятая жалоба на действия злоумышленников сегодня касается попытки выманить у граждан оплату фальшивого штрафа за нарушение режима самоизоляции или предложений оформить универсальный бессрочный пропуск. Такие данные приводятся в рэнкинге проекта ОНФ «За права заемщиков», с которым ознакомились «Известия». Мошенники обещают людям оказать содействие в получении материальной помощи от государства, заманивают их на фальшивые сайты, в том числе имитирующие порталы госорганов, а также предлагают оплатить лечение близких. Стресс, связанный с пандемией и ее последствиями, заметно снижает бдительность граждан и делает их легкой добычей для преступников, отмечают эксперты. Как не стать жертвой мошенников, выяснили «Известия».

Проштрафившиеся

Эксперты проекта «За права заемщиков» проанализировали более 140 тыс. сообщений с жалобами на действия мошенников в открытых источниках — на сайтах, форумах, страницах и группах в соцсетях. На основании этих данных, опубликованных с 29 марта по 15 мая, и был составлен рэнкинг наиболее распространенных схем, которые применяют злоумышленники в период пандемии. Как оказалось, чаще всего (26 тыс. сообщений, или 19% от их общего числа) жалуются на ложное информирование о штрафах за нарушение мер самоизоляции и продаже универсальных пропусков.

На втором месте (15% случаев, описанных в Сети) — предложения о содействии в получении материальной помощи от государства. Злоумышленники обещают, что, воспользовавшись их услугами, гражданам гарантируется поддержка из бюджета. Третий по распространенности способ мошенничества — создание фишинговых сайтов для оплаты коммунальных платежей. О таком способе обмана рассказывается в 10% сообщений.

Такое распределение жалоб эксперты связывают с тем, что в режиме ограничений многие граждане стремятся сократить свои издержки и пытаются поддерживать свой прежний уклад жизни с помощью тех средств, которые доступны в интернете. Кроме того, в новостях постоянно сообщают о том, что многие услуги переводятся в дистанционный режим, поэтому предложения о цифровом оформлении воспринимаются как нечто само собой разумеющееся.

— Из-за ограничительных мер граждане находятся в тревожном состоянии, их растерянность притупляет чувство бдительности, — поясняет руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. — В условиях цифровизации люди привыкают, что с помощью интернета можно получить, если не любые, то большинство необходимых услуг. К сожалению, многие забывают о мерах безопасности и кликают на первую всплывающую в Сети или присланную неизвестными ссылку, что позже приводит к негативным последствиям.

Сейчас риски мошенничества и разнообразие таких атак, конечно, выше чем в «спокойные» времена, соглашается гендиректор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев.

— Стресс, общий информационный фон, множество новых систем мониторинга, переход на дистанционные сервисы, заказы, оплаты создают дополнительные риски. Тем не менее сами методы социального инжиниринга и модели поведения мошенников не изменились радикально, просто они используют новые актуальные темы, — уверен он.

Здоровье в кредит

На четвертой строчке рейтинга (9% сообщений) — жалобы на мошенников, которые предлагают исправить кредитную историю. Как недавно писали «Известия» со ссылкой на Национальное бюро кредитных историй, такая схема распространяется довольно быстро — многие люди, попав в сложную ситуацию, начали хуже обслуживать свои обязательства.

В период пандемии коронавируса злоумышленники не брезгуют эксплуатировать и страхи людей относительно их здоровья. Так, 8% сообщений (пятое место рэнкинга) связано с получением уведомлений об экстренной госпитализации родных и необходимостью перевести деньги на оплату медицинской помощи.

Почти 10 тыс. сообщений (7% от общего числа, шестое место) свидетельствуют о попытках обмана граждан лже-волонтерами, обещающими закупить и доставить необходимые продукты питания и средства гигиены. В 6% случаев (седьмое место) люди жалуются на вредоносные ссылки сервисов «отслеживания COVID-19». Предоплата при заказе масок и антисептиков, прочих СИЗ, всего «антикоронавирусного» фигурирует в 5% проанализированных сообщений (восьмое место).

Проверка данных по кредитам во время карантина — ложные рассылки, звонки с целью внеплановой ревизии кредитных начислений и фишинг реквизитов зафиксированы в 5% сообщений. Практически такое же количество жалоб фиксируют «звонки из ПФР». Относительно немного (4%) сообщений свидетельствуют о предложениях провести экспресс-тестирование на наличие коронавируса и антитела. Злоумышленники, эксплуатирующие эту тему, действуют как в интернете, так и приходят к гражданам на дом. Финансовые пирамиды, которые обещают сохранение и быстрое кратное преумножение сбережений без налога на процент, упоминаются в 3% сообщений.

Постепенно распространяется и новая схема, рассчитанная на приближение летнего сезона. Гражданам предлагают купить по низкой стоимости тур на период после отмены режима самоизоляции, оплатив его заранее. С этим связаны 2% сообщений. Людям также обещают вернуть деньги за несостоявшиеся зарубежные поездки или концерты. Эксперты ОНФ полагают, что относительно небольшое количество жалоб можно объяснить широким распространением информации о закрытии границ и карантинных мерах в других регионах, а также о мерах поддержки отраслей и потребителей, предоставляемых правительством.

О случаях мошенничества под предлогом дезинфекции квартир и домов рассказывают только в 1% опубликованных сообщений. Столько же жалоб в Сети опубликовано о довольно оригинальной услуге «Выявление коронавируса на районе». Под видом хакеров злоумышленники обещают за определенную плату взломать базы данных оперативного штаба и сообщить о количестве выявленных, госпитализированных, выписанных домой и умерших от COVID-19 жителях близлежащих домов и районов. Стоимость этой услуги зависит от объема запрашиваемых данных и региона.

Под видом госорганов

Среди схем, которые не попали в топ-список популярных, можно назвать растущую активность «раздолжнителей» и различных «помощников», обещающих льготное кредитование или решение проблем с просрочкой, уточнил Павел Самиев.

— К сожалению, мошенничество — очень гибкое явление. Злоумышленники быстрее всех ориентируются и перестраиваются под существующую реальность. Это касается не только спекуляций на тему пандемии коронавируса. Как только правоохранительная система и правозащитные институции обнаруживают методы борьбы с одной схемой, злоумышленники практически мгновенно изобретают новые способы отъема денег у граждан. Сейчас мы наблюдаем, что спекуляции на пандемии становятся способом ограбить население, которое и без того находится в тяжелом положении, — отметила Евгения Лазарева.

Важно отметить, что зачастую преступники «упаковывают» свой обман так, что вызывают у граждан максимальное доверие. Например, как рассказали «Известиям» в пресс-службе Центробанка, преступники часто рассылают письма со ссылками на фишинговые сайты.

— Для того, чтобы выманить у граждан данные банковских карт и убедить человека открыть вложение или перейти на зараженные сайты, они часто подделывают бренд и фирменный стиль известных организаций: Министерства здравоохранения, Роспотребнадзора, Банка России, Всемирной организации здравоохранения и других структур, — пояснили в ЦБ.

Пресс-служба регулятора уточнила, что вне зависимости от способа мошенничества и «мошеннической легенды», всё в итоге сводится к тому, что человек должен под тем или иным предлогом сообщить данные своей банковской карты, пароль из СМС либо самостоятельно осуществить платеж на некий счет.

— Мы призываем граждан быть осмотрительными, проверять, работает ли компания, предлагающая финансовые услуги, легально. Нельзя также сообщать посторонним людям или вводить на неизвестных сайтах данные своей банковской карты, пароли из СМС-сообщений, под каким бы предлогом эти данные не пытались узнать, — подчеркнули в пресс-службе Центробанка.

А если вы услышали фразы: «назовите пароль», «назовите цифры из СМС» или «сообщите секретное слово для связи с банком», следует незамедлительно вешать трубку, посоветовал глава Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста