Максим Решетников тайно обанкротился в МФЦ

Дата публикации: 10.09.2020
Источник: долг.рф

С 1 сентября вступил в силу закон, который регламентирует новую внесудебную процедуру банкротства для физических лиц. Вся процедура будет проходить через МФЦ абсолютно бесплатно для заявителя. На днях глава Минэкономразвития Максим Решетников по поручению президента РФ проверил, насколько МФЦ готовы оказывать такие услуги населению. Под видом тайного покупателя министр позвонил в несколько многофункциональных центров и пришел к выводу, что специалисты понимают процедуру на должном уровне.

Негативных сторон предоставления услуги он не назвал. Зато Решетников отметил, что за десять дней действия процедуры в МФЦ обратились 334 раза. Работа началась по 56 заявлениям, то есть через шесть месяцев тех, кто подал такие заявления признают банкротами и спишут долги, если кредиторы не перенесут разбирательство в судебную плоскость. Однако далеко не все довольны новшеством. Ряд банков уверен, что новая процедура лишь поспособствует процветанию недобросовестности среди должников. Банки уверены, что они начнут выводить активы и иным образом скрывать ценное имущество, а кредиторы просто не смогут его найти, потому что способы его розыска ограничены законом.

Сейчас законодательство предусматривает возможность кредитора обратиться с запросами в МВД и Росстат через систему межведомственного электронного взаимодействия. При этом в ходе стандартной процедуры управляющий направляет запросы также в Роспатент, ФНС и другие государственные органы. Такой подход позволяет более качественно производить розыск активов. В случае же с упрощенной процедурой найти движимое ценное имущество будет практически невозможно.

Поиски будут осложнены и тем, что закон не предусматривает обязанности государственных органов, которым направляются запросы об имуществе потенциального банкрота, раскрывать информацию о его активах в ретроспективе. Иными словами, кредиторы будут получать сведения о наличии собственности только на настоящий момент. Это позволит недобросовестным должникам переписывать имущество на третьих лиц или скрывать его иным образом. Помимо этого, стандартные инструменты позволяют оспаривать сделки должника, а внесудебное банкротство — нет.

На данный момент недостаточно ясны и полномочия МФЦ по вопросам выявления имущества должника, а также комплекс каких действий будет должен предпринять МФЦ, выявив такое имущество, уверен член Ассоциации юристов России Ольга Полубкова.

«Вполне вероятно, что МФЦ будут проверять должника исключительно на соответствие формальным критериям, указанным в законе. Кредиторам же необходимо будет отслеживать сами факты обращений должников за упрощенным банкротством и оперативно информировать МФЦ о значимых фактах, которые могут способствовать отказу должнику со стороны МФЦ в применении упрощенной процедуры», — говорит эксперт.

Так, банки жалуются на то, что новый инструмент не соблюдает баланс интересов, и не отрицают того, что при малейшем подозрении на злоупотребление правами со стороны банкротов, будут переводить дело в судебное русло. Арбитражный управляющий Вадим Мамзиков, считает, что банки сейчас правильно рассуждают:

Последствия таких действий очевидны: убытки для кредиторов, в основном в сегменте банковских услуг, и чрезмерная загруженность МФЦ. Сейчас все побегут консультироваться и подавать заявления. Начнутся дикие очереди и, возможно, прием по предварительной записи.

Вадим Мамзиков уверен, что нужно ужесточать ответственность заявителя вплоть до уголовной статьи за недостоверность сведений, сокрытие имущества и т.д. Однако непонятно, кто и как это будет проверять и выявлять. Так, это могли бы делать и сами банки. У многих из них есть хорошие службы безопасности, которые легко находят активы должников. Арбитражный управляющий также подчеркнул, что вся эта затея с упрощенным банкротством инициирована государством, чтобы снять напряжение в обществе и показать, как власти ищут способы изменения экономической ситуации граждан в стране. Однако кредиторы здесь оказываются в совершенно невыгодной ситуации.

В свою очередь, эксперт проекта ОНФ «За права заёмщиков» Михаил Алексеев уверен, что никаких злоупотреблений быть не может.

«Когда кредиторы критикуют упрощенную процедуру персонального банкротства, они забывают упомянуть, что эта процедура предусмотрена для тех, у кого кроме долгов больше и нет ничего. Верхний порог обязательств для упрощенных банкротов — 500 тысяч рублей», — говорит Михаил Алексеев.

Это небольшие деньги для среднего банка, при этом для должника, который не в состоянии такой долг вернуть, нецелесообразно прятать имущество и переоформлять на родственников и супругов. Правозащитник уверен, что этим занимаются обычно банкроты с долгами от нескольких миллионов. Так, если у кредитора есть подозрения в нечистоплотности должника, он может перевести должника в обычное банкротство.

Также есть еще одна возможность для кредиторов — они могут запрашивать сведения по имуществу супруга или супруги должника. Если должник идёт на внесудебное банкротство, он должен помнить, что на совместно нажитое имущество может быть обращено взыскание, даже если активы оформлены на другого супруга.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста