«Мошеловка»: самые популярные инструменты мошенников — звонки, соцсети и сайты
Телефонные звонки остаются самым популярным инструментом для обмана россиян — как рассказали РИА Новости в пресс-службе «Мошеловки», за последние два месяца почти две трети обращений на платформу были связаны именно с ними.
«Согласно данным «Мошеловки», наиболее популярным способом связи злоумышленника с потенциальной жертвой остался телефонный звонок. На него пришлось почти две трети (62,3%) всех сообщений. Эксперты платформы в ходе мониторинга отслеживают номера, с которых совершаются подозрительные звонки, ссылки и иные сведения о мошенниках, проводят проверку и составляют «Черный список» на сайте проекта. За прошедший год этот список пополнился на 19 500 контактов и достиг отметки 42 500 контактов», — сказали в пресс-службе.
На втором месте по популярности — социальные сети и мессенджеры, а на третьем — мошеннические сайты. Также остались распространены попытки мошенничеств на сервисах знакомств или объявлений, через рекламу в интернете, городских бесплатных СМИ или на столбах и досках объявлений, а также рассылки по электронной почте. Злоумышленники стали реже использовать смс-рассылки для взаимодействия с потенциальной жертвой.
За последний год самым популярным сценарием у телефонных мошенников стала легенда о том, что действие сим-карты закончилось и требуется продление договора. Впервые ее использовали в августе 2023 года, но жертвами атаки стало большое количество россиян — по данным «Мошеловки», объемы потерь исчисляются сотнями миллионов.
«Важно, что сейчас мошенники стараются в разговорах с жертвами по телефону избегать любых упоминаний о деньгах, счетах, финансах. Все больше эксплуатируются обычные бытовые истории (бонусные программы поставщиков товаров и услуг, оформление заявлений, запись на флюорографию, а также в электронные очереди на прием в ведомства и т.д.), что усыпляет бдительность даже особо внимательных граждан», — сообщили в пресс-службе платформы.
При этом есть определенная «география» сценариев телефонного мошенничества. Например, жителям Кубани чаще всего поступают сообщения о нелегальных кредиторах или фейковые предложения удаленной работы с легким заработком, Ростовской области — о проблемах при взыскании долгов, возникающих между гражданами. На Урале распространено мошенничество, связанное с подделкой аккаунтов руководителей в мессенджерах, а в Сибири — предложения о псевдоинвестициях. Жителям Приволжья предлагают «красоту в кредит», а жителям новых регионов сообщают о краже денег с карт или выдаче кредитов.