Точки уязвимости контента

Дата публикации: 31.10.2022
Источник: Коммерсант

Форум

В этом году в информационно-коммуникационной сфере произошли кардинальные изменения. Агентства столкнулись с проблемой поиска новых форматов, а оставшиеся сервисы и площадки — с наплывом новых пользователей и необходимостью усилить меры модерации. Происходящие изменения усилили уже существующую тенденцию: диджитал-сфера очень плотно вошла в нашу жизнь, и одно неосторожное действие или высказывание в сети может в буквальном смысле уничтожить репутацию человека или компании.

Фото: пресс-служба AVITO / Денис Денисов

В рамках форума Baltic Weekend 2022 состоялась сессия, где представители медиа, общественных организаций, науки и бизнеса обсудили, как сегодня аудитория воспринимает информацию, почему так легко манипулировать человеческим сознанием и как уберечь себя и свою репутацию в сети. Организатором дискуссии стала компания «Авито».

«Сегодня соцмедиа — это огромная лупа, в которой преломляется наша жизнь. Задача в том, чтобы преломление шло в правильном направлении. Необходимо соблюдать «цифровую гигиену», ведь все, что попало в интернет, никак не удалить. Многие компании и рекламные агентства начинают сознавать необходимость модерирования контента на своих площадках. Хотя это и затратная статья, но она оправданна. На площадке могут разместить контент, нарушающий те или иные правила и законы»,— считает аналитик Mobile Review Эльдар Муртазин.

Нереальный кринж

Рекламные и сетевые агентства сегодня думают над тем, как создать контент, который будет популярен и безопасен, и на каких площадках это сделать. Управляющий директор агентства Invite и создатель паблика MDK Роберто Панчвидзе заметил, что пул крупных российских заказчиков стал активно наращивать присутствие на тех площадках, которые до недавнего времени были не в фокусе, например, «ВКонтакте», Telegram. Но блогерам понадобится время, чтобы набрать прежние охваты, поскольку аудитории площадок разные, а значит, необходимо разрабатывать новые форматы для каждой из соцсетей и вести деятельность на всех доступных каналах.

«Многие рекламные и маркетинговые агентства ломают голову, как сделать контент вирусным. На тестирование тратятся миллионы. При этом даже непрофессиональная съемка на камеру может «залететь» в интернете. Если раньше люди акцентировали внимание на хайпе, то сейчас используются кринжевые механики. Хотите, чтобы ваш контент зашел, то кринжуйте. Просчитать полностью, зайдет или нет — невозможно. Иногда снимают настолько ужасно, что это даже хорошо»,— отмечает господин Панчвидзе.

Лайкнуть на дело

По словам господина Муртазина, сегодня акцент в коммуникационной сфере ставится на эмоцию. Как правило, создатели контента, желающие продвинуть свой продукт, мысль, услугу, давят прежде всего на «мемное» позитивное настроение или, напротив, на болевую точку, тем самым вызывая определенные эмоции. Не в силах их сдерживать, человек лайкает пост или пишет гневные комментарии.

Публицист, сценарист, эксперт по стратегическим коммуникациям Александр Цыпкин добавляет, что в текущих условиях «чистые» жанры уже не работают, а охват канала ничего не значит: даже при наличии большого числа подписчиков нет никакой гарантии, что нужные сообщения будут ими прочитаны.

«Охват вообще ничего не означает, кроме того, что ты привлек внимание человека, когда он ел свою лапшу, завис и потратил 40 секунд. Сегодня, если мы говорим про бренды, очень важно понимать, что сама по себе упоминаемость бренда не всегда приводит к деньгам. Привлекать внимание нужно смесью жанров, просто смех уже не заходит, потому что, к сожалению, ситуация вокруг не смешная, а смех и трогательный контент заходят в одном наборе. Когда смешно и трогательно сразу же. А дальше, если это по-настоящему полезная информация, ты понимаешь, что из нее что-то получил»,— отмечает господин Цыпкин.

Рэкет-контент

Однако эмоции и чувства — это отличное оружие и для злоумышленников, многие из которых перебазировались из офлайна в информационно-коммуникационное поле, а приемы воздействия практически не поменяли. Психолог, член Санкт-Петербургского общества транзактного анализа Марина Арапиди рассказывает, что любой человек подвержен манипуляции, это заложено в его психике, главное — подобрать правильный «крючок».

«Манипулятор использует три основных «крючка»: стыд, вина и страх. Вам начинают говорить, что нужно быстро принять решение, не предоставляют выбора, начинают ругать, стыдить и проявлять агрессию. И вот вы уже соглашается на какое-либо действие,— говорит госпожа Арапиди.— В транзактном анализе есть такое понятие «чувство рэкета». Например, когда ребенок совершает какую-то оплошность, родитель его отчитывает и включается чувство стыда. Появляется программа, что стыдиться нормально и за это родитель поощряет. Когда человек встречается с манипулятором, он оказывается в этом детском состоянии. А скорость вхождения в контакт такая высокая, что человек не успевает оттормаживать свою реакцию и попадается на «крючок».

Руководитель платформы «Мошеловка» Евгения Лазарева добавляет, что злоумышленники, работающие с использованием приемов социальной инженерии, могут придумывать разные легенды, но механика одна. После того как человек стал игрушкой в руках манипулятора, тот может завладеть персональными данными, компрометирующей информацией или же, получив доступ к аккаунту в соцсетях, заняться вредоносной рассылкой от имени «жертвы».

«В нашей деятельности при выявлении преступников в соцсетях мы очень тщательно мониторим даже комментарии. В них могут быть вредоносные ссылки, которые необходимо блокировать. Ответственность за модерацию лежит не только на плечах автора, но и на организаторе площадки. Например, в «Авито» делают большую работу в обеспечении безопасности контента. Они организовывают безопасные сделки, удаляют недостоверные комментарии. Все это дает людям чувство безопасности»,— делится Евгения Лазарева.

Безопасная активность

Проверкой контента давно способен заниматься искусственный интеллект. Но внедряют его не все. Для сервиса «Авито», который объединяет ежемесячно более 56 млн россиян, это необходимость. На площадке встречаются люди с разными жизненными бытовыми задачами: от покупки недвижимости и поиска работы до продажи дивана и поиска мастера по ремонту стиральных машин. И каждый должен быть уверен в чистоте сделки.

«Безопасность в «Авито» — это приоритетное направление, на которое в год тратится 3–4 млрд рублей. Современные технологии позволяют обобщать разные паттерны поведения и общения в сети. Система искусственного интеллекта ежедневно анализирует более 5 млн объявлений и более 8 млрд действий пользователей. Нарушения сразу блокируются, а если система сомневается, то подключается команда экспертов. Нейросеть анализирует картинку и текст вместе, потому что зачастую на картинке содержится гораздо больше информации, чем в тексте. За честное поведение и достоверный контент существует система поощрения. Например, объявления хорошо зарекомендовавших себя продавцов с высоким рейтингом показываются выше в поиске. Любой пользователь платформы может также пройти дополнительное подтверждение подлинности профиля по документам, реквизитам компании или личному кабинету на Госуслугах. Сами документы не будут показаны покупателю, но продавец получает «цифровой бейджик» — знак доверия»,— рассказывает директор департамента доверия и безопасности «Авито» Андрей Рыбинцев.

Задача специалиста, по словам эксперта,— разрушить «экономику негодяев». Если злоумышленнику будет невыгодно заниматься спамом, манипуляциями на площадке, он с нее уйдет. Кроме того, задача властей и экспертных сообществ заключается и в том, чтобы повышать цифровую грамотность населения.

Грамотное использование

По словам Евгении Лазаревой, пандемия сделала для цифровой грамотности среди населения гораздо больше, чем все просветительские программы. Люди освоились в интернете, стали изучать информацию, повышать уровень знаний.

«В проекте «Мошеловка» есть не только рекомендации для уже пострадавшего человека, но и очень много материалов по предотвращению мошенничества. Мы каждый день на примере историй конкретных людей рассказываем о том, как не нужно себя вести, чтобы не стать жертвой преступников. И если раньше мне писали только с жалобами на ту или иную площадку, то сегодня все больше консультаций: «Я увидел тот или иной пункт в договоре, расскажите — это нормально?» Это принципиально иной уровень осознанности»,— говорит госпожа Лазарева.

Психолог Марина Арапиди уверена, что изжить социальную инженерию как явление может разделение ответственности: работа экспертов с аудиторией и развитие собственного критического мышления.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста