Эксперт: Банку России важно «не перегнуть» с регулированием рассрочки
Подход к регулированию рассрочки в России должен быть взвешенным, так как в этой сфере легко перегнуть и навредить прежде всего потребителям, сделав такие сервисы некомфортными для заемщиков, заявил РИА Новости глава регионального блока проекта «За права заемщиков» Народного фронта Галактион Кучава.
Во вторник в ЦБ сообщили, что обсуждают с рынком две отдельные модели регулирования рассрочки. Для платной рассрочки правила по сути не отличаются от регулирования потребительского кредитования. А для бесплатной рассрочки рассматриваются дополнительные ограничения, в частности возможность предоставления такой услуги только специализированными операторами рассрочки.
«В случае соблюдения баланса интересов потребителя и сервисов идея регулятора оценивается нами положительно. Подход к регулированию сервисов рассрочки BNPL должен быть взвешенным и продиктованным в первую очередь не интересами рынка, а защитой прав потребителей финансовых услуг. В контексте регулирования сферы очень легко перегнуть и сделать сервисы рассрочки некомфортными для заемщиков», — отметил Кучава.
По данным мониторинга, который провели эксперты фонда, сервисы рассрочки в формате BNPL (Buy now, pay later, или «покупай сейчас, плати потом») удобны в пользовании для клиентов и бесплатны. «Развитие данного инструмента, в случае обеспечения эффективной защиты прав потребителей, может позитивно сказаться на доступности финансовых услуг для граждан, развитии экономики в целом», — заявил Кучава.
В то же время, по его словам, необходимо вводить регулирование данной сферы, находящейся по сути в «серой зоне». «В целях обеспечения баланса интересов сервиса и потребителя эксперты считают единственно верным решением сближение законодательства о потребительском кредитовании и законодательства, регулирующего услуги рассрочки», — указал он.
В частности, предусмотреть требования к информированию потребителей и содержанию договора, порядок внесения изменений в договоры, порядок и особенности передачи прав требований третьим лицам и уведомления потребителя об этом, право потребителя досрочно погашать долг, ограничение размера штрафов за просрочку, возможность потребителя отказаться от заключения договора и прочее, добавил эксперт.
В числе прочего, по его словам, необходимо предусмотреть пропорциональный подход к направлению данных в бюро кредитных историй. Зачастую величина рассрочки составляет незначительную сумму – несколько тысяч рублей. «Размеры платежей в погашение, соответственно, еще меньшую сумму. Таким образом, направление информации о платеже в БКИ по стоимости затрат может превысить его размер», — заметил он.