Проект ОНФ «За права заемщиков» выявил банки, чаще других навязывающие клиентам дополнительные услуги

Дата публикации: 12.08.2015
Источник: zpz

При выдаче кредитов банки активно навязывают клиентам дополнительные услуги, в частности – страховки, что запрещено законом «О потребительском кредите (займе)». Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» проанализировали несколько сотен жалоб клиентов на подобные нарушения и составили рейтинг наиболее часто упоминаемых финансовых организаций.

По закону, приобретать страховку клиент обязан только в том в случае, если он покупает в кредит автомобиль или недвижимость. Ко всем другим кредитным продуктам граждане могут приобрести страховку на добровольной основе. Но клиенты банков жалуются, что им такие страховые полисы навязывают, более того, у них отсутствует возможность повлиять на основные условия страхования, а полной и достоверной информации об услуге они не получают. При этом стоимость кредита с навязанной страховкой может увеличиваться на 25–30%, а отказ от страхования нередко приводит к тому, что человек просто не может получить кредит.

Эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» проанализировали жалобы потребителей на навязывание финансовыми компаниями страховых услуг. Мониторинг проводился на основе открытых данных интернет-форумов финансового профиля (banki.ru, sravni.ru, bankir.ru и др.), по обращениям, оставленным потребителями во втором квартале 2015 г. Всего было проанализировано триста сообщений, среди которых наибольшее количество жалоб, связанных с навязыванием страховок, пришлось на банк «Русский стандарт» (27%), Московский кредитный банк (21%) и Альфа-банк (20%). Далее следуют «Кредит Европа банк» (12%), банк «Хоум кредит» (15%) и Русславбанк (5%).

Эксперты обращают внимание на то, что действия банка, связанные с предоставлением заемщику услуги по страхованию жизни и здоровья, могут быть признаны не соответствующими закону «О защите прав потребителей» в случае, когда человеку было отказано в получении кредита вследствие его отказа от допуслуги. В соответствии со статьей 16 этого закона, убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), должны быть возмещены продавцом или исполнителем в полном объеме. Однако проблема заключается в том, что доказать это крайне сложно – банки не обязаны объяснять причину отказа в выдаче кредита.

«Мы предложим Банку России посвятить одно из заседаний его экспертного совета по защите прав потребителей вопросу навязывания финансовыми организациями дополнительных услуг при продаже кредитных продуктов. Несмотря на существующую норму в законе, происходит повсеместное нарушение прав заемщиков. Необходимо продумать, как сделать запрет на навязывание дополнительных услуг более администрируемым и эффективным, – пояснил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», заместитель председателя комитета по экономической политике Госдумы Виктор Климов. – А пока советуем гражданам быть очень внимательными, читая кредитный договор, а в случае сомнений – просить сотрудника банка объяснить все детали».

Ранее эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков» выявили, что в ряде регионов страховые компании навязывают гражданам дополнительные услуги, в том числе страховые полисы, при оформлении полисов ОСАГО. Информацию об этих нарушениях со стороны страховых компаний Народный фронт направил в Центробанк и попросил регулятора со своей стороны проверить работу страховщиков и принять соответствующие меры.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста