Представители Общероссийского народного фронта из Республики Удмуртия в апреле-мае текущего года приняли участие в общероссийском мониторинге ОНФ по выявлению нарушений прав потребителей финансовых услуг при покупке и оформлении обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). По республике «фронтовиками» было проверено 12 страховых компаний, в половине из них выявлены нарушения.
Как показало исследование общественников, проблема навязывания дополнительных услуг при оформлении ОСАГО носит общероссийский масштаб. Из 70 российских регионов, принявших участие в мониторинге, в 52-х были выявлены нарушения условий продаж полисов ОСАГО.
В масштабе страны лидером по доле выявленных нарушений в рамках масштабного мониторинга страхового дела стал Южный федеральный округ (Ростовская область, Краснодарский край и Республика Адыгея). Лучше всего законные права потребителей финансовых услуг при заключении ОСАГО соблюдаются в Северо-Западном федеральном округе (за исключением Мурманской и Кировской областей). В Приволжском федеральном округе из 14 регионов в мониторинге приняли участие 12, в том числе и Удмуртская Республика. В целом по ПФО признаки нарушений выявлены у 25% субъектов страхового дела, участвовавших в исследовании. Основными признаками нарушений эксперты ОНФ называют навязывание дополнительного страхования и услуг, отказы из-за отсутствия бланков, преимущественная продажа своим клиентам (остальным отказ или очередь по записи), непредставление информации о КБМ (коэффициент бонус-малус, скидка за безаварийную езду), длительные очереди.
Состояние рынка обязательного автострахования в Удмуртии активистами Народного фронта было проанализировано на основе проверки 12 страховых компаний в городах Ижевск и Глазов, в шести из них были выявлены признаки нарушений.
«Проблема нарушений прав автовладельцев при оформлении ОСАГО все еще актуальна для Удмуртии. Ее пик пришелся на начало-середину прошлого года. Не раз в региональное отделение ОНФ обращались люди, возмущенные некорректными условиями продажи полисов обязательного страхования автогражданки. В ходе исследования мы опросили автовладельцев и выяснили, что многие компании навязывают дополнительные виды страхования. Такие же нарушения были зафиксированы во время телефонного исследования. Так, например, получить страховку через онлайн сервис на сайте „Росгосстраха“ оказалось нереально. Вся информация об обнаруженных нарушениях будет направлена в Банк России, у которого есть необходимые административные полномочия для применения мер воздействия к страховщикам», — заявил руководитель региональной рабочей группы ОНФ «Честная и эффективная экономика» Григорий Стрелков.
Активисты проекта ОНФ «За права заемщиков» проводят большую работу по изменению ситуации на законодательном уровне. Так, в апреле текущего года Госдума приняла в первом чтении законодательную инициативу ОНФ об ужесточении ответственности страховщиков за отказы в продаже полисов или навязывание дополнительных услуг. Инициатива предполагает расширение числа субъектов административной ответственности за перечисленные действия. Сегодня наказать можно только должностных лиц. Ни рядовых сотрудников, ни сами страховые компании привлечь к ответственности практически невозможно. Законопроектом предлагается установить ответственность для физических лиц до 5 тысяч рублей, для страховых компаний до 500 тыс. руб.
«Вместе с тем понятно, что одними штрафами привести институт ОСАГО в нормальное состояние, наверное, будет сложно и регулятору следует подумать о комплексном решении проблемы», — подчеркнул руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», депутат Госдумы Виктор Климов.