Активисты ОНФ в апреле-мае 2016 года провели общероссийский мониторинг нарушений прав потребителей финансовых услуг при покупке и оформлении обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). По итогам мониторинга в подавляющем большинстве регионов выявлены множественные проблемы и правонарушения.
В Пензенской области было проверено шесть страховых компаний. Опрос автовладельцев показал, что как минимум три компании работают с признаками нарушений, среди которых: навязывание дополнительных услуг (ООО «Поволжский страховой альянс»), отказ из-за отсутствия бланков (Зетта Страхование), непредставление информации о КБМ (Росгосстрах).
«Несмотря на предпринимаемые со стороны законодательства меры, повышение тарифов на ОСАГО ситуация существенно не меняется, — подчеркнул эксперт РО ОНФ Роман Скитович. — Очереди, особенно в сезон, велики. Скидка на страховку по умолчанию не предоставляется — необходимо спрашивать самому».
Эксперты Общероссийского народного фронта обоснованно били тревогу и предупреждали, что с началом дачного сезона ситуация обострится вновь, когда в страховые компании потянутся наименее обеспеченные (бюджетники и пенсионеры) граждане, которые ездят на личном транспорте с апреля по октябрь.
В большинстве участвовавших в мониторинге городов автомобилисты жалуются именно на длительные очереди: от нескольких часов до 1-3 месяцев (в случаях, когда страховые компании продают полисы по письменному заявлению, или очередь ведется по предварительной записи). По словам активистов ОНФ, во многих регионах они столкнулись с тем, что при предварительном обзвоне, офисов страховых компаний, представители страховщиков утверждают, что полис можно купить или переоформить без особых проблем в любое удобное время. Однако по факту, приезжая в офис за полисом, страхователи сталкиваются с записью в очередь, которую добровольцы и товарищи по несчастью поддерживают по нескольку суток. Или даже в офисе страховщика сообщается, что «в связи с отсутствием в штате специалиста, полисы временно не продаются». Зафиксированы также случаи преимущественной продажи полисов тем, кто готов оплатить дополнительное страхование, или для тех, кто ранее был застрахован в данной компании.
Информацию об обнаруженных нарушениях активисты собираются направить в Банк России, у которого есть необходимые административные полномочия для применения мер воздействия к страховщикам. Кроме того, значительные усилия активисты проекта «За права заемщиков» сосредоточили на том, чтобы изменить ситуацию на законодательном уровне. Законопроектом предлагается установить ответственность для физических лиц до 5 тыс. руб., для страховых компаний до 500 тыс. руб.
Лидирует по доле нарушений среди участвовавших в исследовании субъектов страхового дела Южный федеральный округ (Ростовская область, Краснодарский край и Адыгея). Из 58 проверенных субъектов страхового дела в данном регионе признаки нарушений были выявлены у 38 (66%). Меньше всего нарушений зафиксировано в Северо-Западном федеральном округе (за исключением Мурманской и Кировской областей, где доля нарушений оказалась высока). В среднем по СЗФО из 49 проверенных субъектов страхового дела признаки нарушений были обнаружены у 11 (22%). По Приволжскому федеральному округу в мониторинге приняли участие 12 из 14 субъектов, признаки нарушений выявлены у 25% субъектов страхового дела, участвовавших в исследовании.