Повысить территориальный коэффициент — это идея Российского союза автостраховщиков, которые ссылаются на убыточность рынка из-за недобросовестных автопосредников. Страховщикам, кстати, тоже предстоит раскошелиться. Их предлагают начать наказывать рублём за невозможность оформить электронный полис автогражданки. Штраф 20 тысяч рублей за каждый случай.
Застраховать отечественный автомобиль мощностью менее 100 лошадиных сил сегодня уфимцу обойдётся как минимум в 7 тысяч рублей. А это средняя пенсия или 3 месяца занятий ребёнка в детском саду. Но Союз автостраховщиков утверждает: этого мало, продавать полисы нужно ещё вдвое дороже. Бюджетное авто становится роскошью.
Уфа вошла в список 10 городов России, где предлагается повысить территориальный коэффициент. А это основной параметр, который и влияет на стоимость страховки. Если сейчас эта цифра в столице составляет 1,8, то, согласно плану РСА, в ближайшее время коэффициент должен составить 3,6. Необходимость повышения объясняют убыточностью автогражданки. Но водители задаются вопросом: почему за всё должны платить только они?
По мнению экспертов, собранных таким образом денег всё равно хватит ненадолго. Страховщики получат разве что волну общественного негодования. Нужна более масштабная и продуманная реформа рынка, считают борцы за справедливость.
Виктор Климов, руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков»: «Это приведёт к тому, что у нас будет больше автомобилистов, которые ездят либо без полисов, рассчитывая на то, что они не попадутся и их не оштрафуют, либо встанет проблема „левых“ документов вместо полиса».
Впрочем, раскошелиться придётся и самим страховщикам, если их потенциальные клиенты не смогут оформить на сайте компании электронный полис ОСАГО.
Несколько часов потерянного времени у компьютера. Ратмиру Ишмухаметову уже с истекшей автогражданкой всё равно пришлось идти в офис.
Ратмир Ишмухаметов, автовладелец: «Звонил в службу поддержки пару раз, они не смогли помочь».
В таких случаях страховые компании впредь будут платить сами. Штраф в 20 тысяч рублей за каждый отказ. Но взыскать можно не более 200 тысяч в год. Главное, свою правоту суметь доказать.
Шамиль Аминов, начальник отдела отделения Нацбанка: «Если вы вдруг столкнулись с такой ситуацией, то вам нужно обязательно зафиксировать факт того, что вы не смогли купить электронный полис ОСАГО. Например, сделать снимок экрана, на котором можно увидеть время и дату. После того как вы это сделаете, вы можете приложить все свои документы и отправить жалобу в Банк России».
Решить проблему компьютерного сбоя нацелены страховые агенты. Сейчас, в целях устранения мошеннических схем, они вне закона. Но Центробанк вновь планирует вернуть их на рынок.
Юрий Шпизель, руководитель «Росгосстраха» в Республике Башкортостан: «Сейчас происходит дискуссия, что нужно допустить на этот рынок посредников-агрегаторов. Если мы, в принципе, не против, то считаем, что на сегодняшний день эта мера может быть преждевременна или не очень интересна нашим страхователям».
Ну и главное изменение на рынке ОСАГО. С автомобилистами впредь будут расплачиваться натурой. Денежные выплаты по автогражданке заменит принудительный ремонт. Сегодня закон подписал Владимир Путин. Теперь, оформив ДТП, потерпевшим нужно будет обратиться в свою страховую компанию, где максимум за 20 дней должны выдать направление на ремонт. А не пойдут ли в ход дешёвые китайские запчасти — вопрос скорее риторический. Впрочем, денежные выплаты всё равно останутся, но лишь в крайних случаях: если авто не подлежит восстановлению, в результате ДТП есть погибший, а ещё если водитель — инвалид. Автогражданка всё дороже, а вот прав у автовладельцев всё меньше.