Страхованию пропишут риски

Дата публикации: 10.12.2018
Источник: kommersant.ru

Для того чтобы избежать потенциального запрета на агентские продажи, банкиры предложили способы борьбы с недобросовестными действиями при продаже инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Идея заключается во введении оценки риск-профайла клиента, исходя из которой, банк будет рекомендовать или не рекомендовать приобретение данного продукта в письменном виде. Банкиры и страховщики уверяют, что готовы работать по данной схеме, хотя, по мнению экспертов, она может значительно сократить продажи ИСЖ.

Ассоциация российских банков (АРБ) предложила внедрить новый подход к продаже ИСЖ. Банк при заключении в качестве агента договора ИСЖ осуществляет оценку риск-профайла получателя страховых услуг, на основе которой информирует клиента в письменной форме о ее результатах и дает рекомендации, следует из проекта АРБ. Документ был разработан в рамках подписанного банковскими ассоциациями и саморегулируемыми организациями на финансовом рынке меморандума о создании стандарта для борьбы с недобросовестными практиками агентских продаж (см. «Ъ» от 6 июня). Присоединение к стандарту будет добровольным.

Как пояснили «Ъ» в АРБ, предполагается, что гражданин будет заполнять специальную анкету, вопросы которой помогут определить его аппетит к риску. В частности, потребуется указать возраст, социальное положение, какую долю от дохода составляют ежемесячные взносы по продукту, готов ли клиент получать негарантированный доход и т. д. На основании ответов банк сможет определить, подходят ли клиенту те или иные инвестиционные продукты, в частности ИСЖ, и в письменном виде дать рекомендации. Если риск-профилирование покажет, что клиенту не рекомендуется ИСЖ, то для его приобретения гражданин должен будет подписать документ, что был уведомлен обо всех рисках и о том, что данный продукт ему не рекомендован.

ИСЖ с 2016 года остается драйвером роста страхового рынка. Объем страховых премий по ИСЖ ежегодно удваивается, в первом полугодии 2018 года он составил 138 млрд руб. (в целом за 2017 год — 212 млрд руб.). Более 90% договоров ИСЖ заключаются при посредничестве банков. ЦБ не выделяет жалобы граждан, связанные с введением в заблуждение и навязыванием одних финансовых услуг вместо других. Однако в случае с ИСЖ они измеряются тысячами. Если число жалоб не снизится, то регулятор может полностью запретить продажу продукта через агентов, предупреждали там (см. «Ъ» от 31 октября).

В ЦБ сообщили «Ъ», что получили проект стандарта АРБ, он будет рассмотрен. Там отметили, что положительно оценивают инициативы, направленные на обеспечение защиты прав потребителей и ответственную реализацию банками как своих продуктов, так и партнеров.

Страховщики считают, что нововведение будет способствовать контролируемому и правильному предложению продуктов. «Сейчас менеджеры банка зачастую предлагают продукты, исходя из субъективных ощущений или размера комиссии, которую получат за продажу,— говорит вице-президент ВСС Максим Данилов.— Однако риск-профилирование незначительно повлияет на продажи ИСЖ». По его оценке, в период охлаждения (срок, в течение которого можно бесплатно отказаться от страховки) расторгают договор ИСЖ около 5–10% клиентов.

В крупных банках уверяют, что готовы работать по стандарту. В ВТБ сообщили, что данное предложение не несет никаких принципиальных изменений в работе по продаже ИСЖ. «Банк готов продолжать реализацию полисов, в том числе с учетом оценки риск-профайла получателя страховых услуг,— отметили в пресс-службе.— ВТБ всегда соблюдает правила по предоставлению полной информации о продуктах ИСЖ, а также проводит индивидуальную профессиональную консультацию клиента». По словам руководителя управления подбора стратегий СК «Сбербанк страхование жизни» Бориса Борзунова, важно, чтобы риск-метрики были едины для всех кредитных организаций.

Эксперты отмечают, что значительное число граждан сознательно откажутся от ИСЖ, если будут осведомлены обо всех особенностях продукта. «Существенный рост продаж ИСЖ связан именно с тем, что его продают как улучшенный депозит и значительная часть граждан не понимает разницы,— говорит руководитель проекта ОНФ „За права заемщиков“ Виктор Климов.— Внедрение инструментов, которые будут принудительно фиксировать разъяснительную составляющую, сильно сократит интерес граждан к ИСЖ». Детальное ознакомление с условиями ИСЖ приведет к сокращению числа желающих приобрести данный продукт, согласен управляющий директор по рейтингам страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин.

    Формирование заявки





    Спасибо! Ваше
    обращение принято

    Ожидайте ответа специалиста

      Консультация по проблемным долгам








      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста