Исключение из законодательства о поддержке бизнеса в период пандемии нормы, позволяющей арендаторам без штрафов и других выплат прекратить договора с арендодателями, если арендатор не входит в реестр малого и среднего предпринимательства, станет катастрофой для российской экономики и усугубит кризис, считает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
По ее словам, последствия этого решения «придется разгребать долгие годы», поскольку просто перестанут существовать большинство участников розничной торговли, телекоммуникационных услуг, индустрии красоты, малоформатной торговли, ресторанов, отелей, фитнеса и спорта.
«Мы продолжаем настаивать на том, что для спасения потребительского сектора необходимо срочно пересмотреть критерии внесения предприятий в реестр МСП и предоставлять меры господдержки в первую очередь тем предпринимателям, которые лишились возможности продолжать свою деятельность и по объективным причинам не смогут восстановиться еще несколько месяцев после снятия режима ограничений. Нужно дать возможность непродовольственному ритейлу и предприятиям сферы услуг расторгать прежние арендные договоры и договариваться с арендодателями о новых условиях, учитывающих текущую ситуацию. В противном случае мы просто потеряем целый сектор экономики, лишимся сотен миллиардов налоговых поступлений в бюджет и получим еще 10% безработных в стране», — подчеркнула Лазарева.
Она уточнила, что в компаниях розничной торговли, реализующих непродовольственные товары, предприятиях сферы обслуживания и сферы общественного питания трудятся более 6 млн человек. Созданы технологические цепочки, которые обеспечивают занятость еще 9 млн сотрудников. Реализуемые потребительским сектором товары и услуги очень востребованы и во многом определяют образ и уровень жизни россиян. До наступления пандемии и введения режима повышенной готовности потребительский сектор российской экономики по уровню технологического развития находился на лидирующих позициях в мире.
«Однако сейчас с введением ограничительных мер детские развивающие и развлекательные центры, кинотеатры, кафе и рестораны, фитнес-центры, спа и салоны красоты, частные детские сады, ателье и ремонтные мастерские закрыты. Их выручка сократилась на 70–90%, у некоторых предпринимателей и вовсе упала до нуля. При этом компании потребительского сектора реализуют товары и услуги главным образом на арендованных в торгово-развлекательных и офисных центрах площадях. В среднем аренда составляет до трети расходов, существенно превышая регулярную чистую прибыль бизнеса, которой сейчас фактически нет. Переход в онлайн позволяет компенсировать падение доходов лишь частично и только малой части предприятий. При этом большая часть потребительского сектора экономики оказалась отрезана от государственных мер поддержки, поскольку не входит в реестр МСП. Поэтому им просто не из чего сохранять свой штат, поддерживать бизнес и платить аренду», — рассказала руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».