В конце февраля был опубликован очередной пакет санкций Евросоюза, США и Великобритании в отношении России. Новые ограничения коснулись ряда российских крупных банков. Пострадавшие игроки заявили, что на счетах клиентов это не отразится, однако мошенники, рассчитывая на недостаточную осведомленность россиян, сообщали по телефону иную версию. Представившись сотрудниками банков, они говорили о наступающей «заморозке» средств и рекомендовали перевести деньги на «безопасный» счет, говорится в опросе финансового маркетплейса «Выберу.ру» среди подписчиков в социальных сетях.
Выяснилось, что 30% опрошенных сталкивались с мошенничеством в связи с введением новых санкций против банков — им поступали подобные звонки. 21% сразу раскусили мошенников, 15% из них после разговора перезвонили в банк. Однако есть и печальные случаи — 9% участников опроса все же были обмануты и перевели деньги мошенникам.
«Телефонные мошенники активно следят за информационной повесткой и используют ее в своих целях. Сейчас клиенты банков более осмотрительны и «службой безопасности Сбербанка» уже трудно кого-то ввести в заблуждение, поэтому мошенники стремятся использовать новые предлоги для выманивания средств. В эпоху экономической турбулентности у мошенников много «материала для творчества» и схемы обмана рождаются каждый день. В этой ситуации главное — помнить и напоминать близким базовые правила финансовой безопасности: при любом подозрительном звонке сразу класть трубку и звонить в свой банк самостоятельно», — комментирует коммерческий директор финансового маркетплейса Ярослав Баджурак.
Страх перед возможными угрозами благополучию и привычному порядку вещей — это один из основных рычагов давления мошенников на жертв, указывает эксперт проекта Народного фронта «За права заемщиков» и платформы «Мошеловка» Александра Пожарская.
По ее словам, высокий уровень тревожности населения на фоне сложной геополитической обстановки заставляет людей совершать необдуманные импульсивные поступки.
Представленная статистика довольно показательна и свидетельствует о многом. С одной стороны, обнадеживает высокий процент респондентов, распознавших мошенничество и обратившихся в банк за подтверждением информации. Это говорит об эффективности регулярного информирования о возможных угрозах и осторожности потребителей в базовых вопросах финансовой безопасности.
«С другой стороны — треть поддавшихся на уловки мошенников говорит о недостаточно высоком уровне финансовой грамотности населения и доверия потребителей банковскому сектору. Наша статистика подтверждает эти данные. Но нужно отметить, что почти 70% от количества пострадавших осознают, что их обманули в период от пары часов до суток после произошедшего. Поэтому, на наш взгляд, меры по ужесточению борьбы с дропперами, помогающими обналичивать и выводить деньги жертв, и возврату банками гражданам средств переведённых мошенникам под воздействием методов социальной инженерии несколько запаздывают», — считает Пожарская.
«Помимо схемы с необходимостью перевести деньги на защищенный счет, чтобы уберечь их от заморозки вследствие санкций, мы ожидаем активизации предложений совершения трансграничных переводов «в обход санкций». Собственно, мы уже отмечаем начало этой тенденции», — добавила «фронтовик».
Мошеннические предложения сделать что-либо «в обход санкций» в последний год активно распространяются и активизируются после каждого нового пакета. Поэтому к любым подобным предложениям, от посредничества в оформлении карты зарубежного банка до помощи в оплате чего-либо на популярных западных ресурсах, прекративших работать с Россией, нужно относиться очень внимательно.
Поддельную платежную систему выявить легко: нужно постараться найти ее в реестре операторов платежных систем на официальном сайте Банка России. Если системы в списках нет, пользоваться ей нельзя, указала эксперт.