Число жалоб на взыскателей растет вместе с рынком
По итогам шести месяцев 2021 года Федеральная служба судебных приставов (ФССП) получила почти 20 тыс. обращений от граждан, по итогам года число жалоб на взыскателей может превысить показатели предыдущих лет. Для того чтобы этого избежать, необходимо развивать практику решения финансовых проблем до этапа, на котором приходят коллекторы, указывают эксперты.
По данным ФССП, за шесть месяцев 2021 года в ведомство поступило 19,9 тыс. обращений граждан на действия взыскателей (профессиональных коллекторских агентств, служб взыскания банков и МФО). Из них было рассмотрено 14,6 тыс. обращений, из которых необоснованными было признано более 10,5 тыс. обращений (около 72%). Такие показатели в годовом выражении могут превысить результаты предыдущих лет, сохранив тенденцию роста количества обращений. Так, по итогам 2019 года в ФССП было подано почти 36 тыс. жалоб, по итогам 2020 года — 37 тыс. жалоб. Из них ведомство рассмотрело 27,2 тыс. и 26,9 тыс. жалоб соответственно, при этом доля необоснованных составила, по данным ФССП, 76% и 75%.
Рост жалоб может быть связан с увеличением объема рынка проданной просроченной задолженности. По данным Первого коллекторского бюро и НАПКА, в первом полугодии 2021 года объем рынка цессии составил 83,6 млрд руб., превысив на 2% результат аналогичного периода прошлого года. Сумма закрытых сделок составила 71,8 млрд руб. против 66,9 млрд руб. в 2020 году. От микрофинансовых организаций за отчетный период коллекторы получили еще 10,8 млрд руб. просроченных долгов.
Вместе с тем темпы кредитования населения и бизнеса находятся вблизи максимальных значений за последние годы.
Что касается необеспеченных потребительских ссуд, здесь уже заметны признаки начинающегося перегрева, отмечала на прошлой неделе глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Сегмент растет быстрее, чем регулятор прогнозировал в апреле. И темпы не удалось снизить даже после возврата с 1 июля риск-весов по потребкредитам на допандемический уровень. Как прогнозировал ЦБ ранее, темпы роста в сегменте потребительского кредитования по итогам года могут достичь 20%, поэтому регулятор пообещал принять меры для охлаждения розничного рынка (см. “Ъ” от 24 июля).
Число жалоб по итогам года будет расти, уверена руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. «Закредитованность населения растет, многие граждане столкнулись с потерей работы и дохода, перестали справляться со своими долгами и были вынуждены столкнуться с коллекторами»,— отмечает она. Взаимодействие с коллекторами в целом не самый приятный процесс, даже если они действуют в рамках закона, поэтому люди, пытаясь защитить свои права, жалуются в ФССП. Но высокая доля обращений, признаваемых необоснованными, как раз свидетельствует не о неправомерных действиях коллекторов, а о том, что законодательство есть и работает, считает госпожа Лазарева. В ОНФ поступают жалобы на действия взыскателей, однако они касаются преимущественно взыскания долгов за ЖКХ. Именно такие жалобы формируют и большую часть обращений в ФССП, уверена эксперт.
Тема взыскания просроченной задолженности является чувствительной для любого человека, поэтому каждое взаимодействие может расцениваться им как факт нарушения, согласен президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев.
«Кроме того, эта иллюзия подпитывается и истерией вокруг якобы массового нарушения прав потребителей финансовых услуг коллекторскими организациями, когда коллекторами называют любых взыскателей любого долга»,— сетует он.
С одной стороны, рост количества жалоб свидетельствует о том, что люди в целом стали беспокоиться о своих правах и пытаться их защищать, заключает госпожа Лазарева. Но проблема в том, что они начинают это делать только тогда, когда к ним уже пришли коллекторы. По ее словам, в обществе не сформирована культура решения финансовых трудностей на раннем этапе, нет культуры самостоятельного отслеживания предельной долговой нагрузки. Именно над формированием такой практики должны работать и регуляторы, и финансовые организации, резюмирует она.