Займы растут на удаленке

Дата публикации: 20.05.2021
Источник: Коммерсант

МФО расширяют дистанционное привлечение клиентов

Фото: Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Доля займов, выданных онлайн, в общем портфеле микрофинансовых организаций (МФО) в январе марте достигла исторического максимума 29,6%. В условиях пандемии многие заемщики привыкли к удаленным сервисам, а сами МФО в начале года перевели пилотные онлайн-проекты в полноценный режим. Однако онлайн-сервисы несут дополнительные риски, как для заемщиков, так и для МФО. Первые могут не распознать онлайн нелегальных кредиторов, вторым потребуется существенно увеличивать затраты на ИТ-инфраструктуру и скоринг.

Общий портфель займов, выданных членами СРО «МиР» (на них приходится почти 80% рынка микрофинансирования), по итогам первого квартала 2021 года составил 201,4 млрд руб. Этот результат на 18,8% выше, чем в первом квартале 2020 года и на 8,8% больше, чем в четвертом. Одновременно заметно выросла выдача микрозаймов онлайн: портфель приблизился к 60 млрд руб., что на 40% выше, чем годом ранее. Его доля в совокупном портфеле достигла исторического максимума — 29,6%. Общий портфель офлайн-займов пока почти двое больше — 141,6 млрд руб. Однако его прирост был менее заметным — на 11,7% за год и на 2,3% за квартал, следует из данных СРО.

Такая тенденция — следствие роста популярности дистанционных займов у заемщиков 18–45 лет, поясняет директор СРО «МиР» Елена Стратьева. Кроме того, по ее словам, в начале этого года крупные игроки переходили с пилотного на полномасштабные режимы работы онлайн-каналов.

Заемщики уже привыкли делать все онлайн, а кредиторы получили доступ к большему количеству информационных ресурсов, обеспечивающих доступ к данным о потенциальных заемщиках, поясняет гендиректор финансового маркетплейса «Юником 24» Юрий Кудряков.
Создание онлайн-канала выдачи требует инвестиций в разработку программного обеспечения, закупку серверов, продвижение и организацию выдачи займов.

«Окупаемость зависит от многих факторов, но в средне- и долгосрочной перспективе этот канал оказывается экономически целесообразным»,— уверен управляющий партнер финтех-группы «Финбридж» Леонид Корнилов. По его оценке, срок окупаемости может составлять один—три года. Впрочем, полностью отказываться офлайн-канала участники рынка не готовы. «Такой формат удобен большому количеству пользователей»,— поясняет гендиректор IDF Eurasia в России Ирина Хорошко.

Вместе с тем онлайн-выдача займов несет в себе риски как для потребителей, так и для самих МФО, предостерегают эксперты. Очевиден для потребителей риск роста черных онлайн-кредиторов: растет вероятность появления фейковых ресурсов МФО, которые мимикрируют под легальные по дизайну или адресу веб-ресурса.

Также возрастает риск утечек данных потребителей, отмечает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева. «При выдаче онлайн-займов более высока вероятность упрощенного скоринга, упрощенных процедур проверки клиентов. В результате будет расти некачественный портфель микрозаймов»,— ожидает она.

Для самих компаний сектора рост доли онлайна предполагает увеличение расходов на информационную безопасность и проработку правил дистанционного скоринга, а также дополнительные репутационные риски в случае утечек данных, уверена госпожа Лазарева.

Побочными эффектами роста популярности любой услуги становится интерес к ней мошенников. Риск обмана есть, и с ним приходится работать, признает гендиректор сервиса онлайн-займов «ГринМани» Андрей Луцык.

От компаний это требует дополнительной внимательности. Как уточняет коммерческий директор МФК «МигКредит» Надежда Димченко, уровень одобрений в сегменте онлайн в целом по рынку достаточно низкий. «Каждая десятая заявка на заем, поступающая в МФО, характеризуется как потенциально мошенническая, и клиент получает отказ. Признаки выявляются системой скоринга при первой проверке корректности заполнения анкеты и в дальнейшем при анализе платежеспособности клиента»,— поясняет гендиректор Eqvanta Андрей Клейменов.

При этом, по его оценке, сопоставимая доля обратившихся клиентов получает отказ из-за невозможности убедиться в их личности. В подавляющем большинстве это не мошенники, отмечает господин Клейменов, но МФО вынуждены отказывать, чтобы не пропустить реальных нарушителей, использующих чужие данные.

      Формирование заявки





      Спасибо! Ваше
      обращение принято

      Ожидайте ответа специалиста

        Консультация по проблемным долгам








        Спасибо! Ваше
        обращение принято

        Ожидайте ответа специалиста